В Петербурге резко просел рынок электромобилей
Продажи электрокаров в Санкт-Петербурге и Ленобласти в сентябре упали более чем на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Как пишет «Коммерсантъ Санкт-Петербург» со ссылкой на данные «Автостата», снижение показателей началось во втором квартале и продолжилось в третьем. Опрошенные изданием эксперты полагают, что причина может быть связана с сезонными факторами и поправками в таможенное законодательство.
Так, за сентябрь в Петербурге было продано 59 электрокаров, что на 54% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Похожую динамику аналитики фиксируют в Ленобласти, где количество регистраций снизилось на 52%, до 12.
Во втором квартале 2024 года количество регистраций снизилось по отношению к первому — в Петербурге на 28%, в Ленобласти — на 45%. Еще более сильное падение произошло в третьем квартале года, когда в городе было продано 215 авто, что на 18% меньше показателя за предыдущий квартал (256). В Ленобласти количество регистраций сократилось на 11,2%, до 32 авто.
Объемы рынка электромобилей сократились и по стране в целом. Так, по итогам сентября продажи новых электрокаров в РФ упали на 28% год к году, до 1,2 тыс. штук.
При этом по итогам девяти месяцев 2024 года спрос на электрокары в Петербурге вырос на 60%, в Ленобласти — на 43% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Согласно данным аналитиков, в городе за это время был зарегистрирован 851 электромобиль, в области — 133.
Лидером по продажам электрокаров в сентябре в Петербурге стал китайский Zeekr — по итогам сентября петербуржцы приобрели 59 авто этого бренда. Суббренд Haval — Ora — реализовал за месяц семь машин. Авто Tesla за этот же период приобрели два раза. «Москвич» смог продать в сентябре только один электрокар на весь город.
Опрошенные изданием эксперты полагают, что негативная динамика продаж связана со вступлением в силу 1 апреля новых правил поставки авто из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Теперь электрокары и гибриды, ввозимые из Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии, должны проходить процедуру растаможивания в РФ, что существенно увеличивает их конечную стоимость; таким образом власти фактически запретили серые схемы параллельного импорта автомобилей, зарегистрированных в странах ЕАЭС.
По мнению автоэксперта Дениса Гаврилова, в связи с нововведением многие продавцы пересмотрели взгляды на необходимость новых поставок. Руководитель сектора продаж «Авто.ру» в Петербурге Анатолий Орленко указывает, что на фоне новостей о повышении ставки утилизационного сбора потребители стремились приобрести автомобили по выгодным условиям, а такие условия дилеры предоставляли прежде всего на классические авто. Кроме того, несмотря на растущую популярность, электромобили, по мнению Орленко, остаются нишевым продуктом из-за их относительно высокой стоимости. При росте ключевой ставки обслуживание автокредита на электрокар становится особенно невыгодным, отмечает эксперт.
Еще одним фактором падения стала сезонность. Ближе к зиме, согласно данным Орленко, спрос на электромобили снижается — потребители выбирают авто с ДВС, поскольку они предлагают понятную для большинства перспективу эксплуатации и обслуживания.
Ещё больше новостей — на канале РБК Петербург в Telegram