Росатом меняет концепцию ядерного могильника в Сосновом Бору
Первоначальная модель захоронения в Сосновом Бору отвергнута, поскольку признана экономически нецелесообразной.
Росатом отказался от первоначального проекта строительства пункта захоронения радиоактивных отходов в Сосновом Бору. Как уточняет член Общественного совета Госкорпорации "Росатом" Олег Муратов, несмотря на то, что правительство РФ еще в 2013 году утвердило необходимость создания пункта захоронения радиоактивных отходов в Ленобласти, официально утвержденного проекта его строительства до сих пор не было. «Сейчас первоначальная модель ядерного могильника отвергнута, поскольку создание пункта захоронения для 3 и 4 классов радиоактивных отходов на большой глубине признано экономически нецелесообразным», - говорит О.Муратов. - Росатом готовит официальное заявление о пересмотре концепции проекта и вся эта история начнется заново: разработка проекта и ОВОС, государственная и общественная экологическая экспертиза, общественные слушания и т.д.».Какой будет новая концепция, представители «Росатома» не объясняют. На несколько запросов РБК компания не ответила. Депутат Госдумы, бывший председатель Комиссии по экологии ЗакСа Ленобласти Николай Кузьмин, много лет занимающийся этой проблемой, считает, что образующиеся радиоактивные отходы (главным образом, при выводе из эксплуатации первой очереди ЛАЭС, который начнется в 2018 году) имеет смысл размещать во временных хранилищах Ленинградского отделения ФГУП «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО» (бывший Ленинградский спецкомбинат «Радон») госкорпорации «Росатом». Председатель Совета общественной экологической организации «Зеленый мир» Олег Бодров называет такое решение лучшим из всех возможных.
Сейчас свободного места в хранилищах не много, но его станет гораздо больше, по мнению Н.Кузьмина, когда в результате инвентаризации будет определен объем отходов, уровень радиации которых после прошедших физических процессов распада радиоактивных веществ (хранилище существует уже около 50 лет) снизился до уровня, позволяющего хранить эти ставшие безвредными отходы либо на обычных свалках, либо на специальных, но с применением более простой и гораздо более дешевой технологии. Именно такая процедура была осуществлена, по словам депутата, на Нововоронежской АЭС, где 70% емкости временных хранилищ удалось освободить. По информации О.Бодрова, на федеральном уровне сейчас готовится официальное положение об обращении с радиоактивными отходами особо низкой активности. «Это значительно облегчит, экономически, вывод АЭС из эксплуатации», -- считает он.
В результате очистки сосновоборских хранилищ РосРАО в них хватит места для размещения материалов выводимой из эксплуатации ЛАЭС-1, объем которых часто преувеличивают, считает Н.Кузьмин. «После выделения на заводе «Экомет-С» радиоактивных компонентов из 2 тонн металла остается 13 кг золы. Так что новый пункт захоронения на 250 тыс. тонн отходов, как планировалось все эти годы для вывода ЛАЭС-1, совершенно не нужно», – уверен Н.Кузьмин. Правда, для долгосрочного размещения отходов в хранилищах РосРАО нужно решить ряд технических и юридических проблем, в частности, связанных с тем, что согласно ФЗ № 190 отходы в них можно хранить не более пяти лет.
По мнению Н.Кузьмина, планировавшееся ранее гигантское новое хранилище было нужно заводу «Экомет-С» для расширения своего бизнеса по переработке загрязненных радиоактивными веществами металлических конструкций атомных электростанций, которые свозятся на комбинат со всей страны. А также компании «Титан-2», специализирующейся на строительстве объектов атомной энергетики (является генподрядчиком строительства ЛАЭС-2), добавляет Олег Бодров. Сейчас, когда из-за кризиса финансовые возможности «Росатома» сократились, от этой «игрушки», по-видимому, решили отказаться, в том числе и под давлением общественности, полагают Н.Кузьмин и О.Бодров, которые все последние годы активно борются против строительства ядерного могильника.
15 июля перед Законодательным Собранием Санкт-Петербурга депутаты различных уровней Северо-Западного региона и участники общественных движений соберутся, чтобы подписать совместную декларацию, требующую окончательного отказа от проекта ядерного могильника в Ленинградской области, и направить ее президенту.