Эксперты: Выделение 10 млрд руб. на утилизацию позволит избежать резкого падения авторынка
Дополнительное выделение государством 10 млрд руб. на реализацию в России программы утилизации автомобилей позволит избежать резкого падения рынка продаж новых машин, полагают эксперты.
Решение федеральных властей направить дополнительные средства на выплату бонусов владельцам "автохлама" представитель консалтинговой компании Frost&Sullivan Виталий Бельский называет "безусловно позитивным сигналом для рынка". При этом, убежден специалист, успех начинания гарантирован лишь "при условии грамотного применения" указанных мер.
В.Бельский, в частности, полагает, что основной целью выделения нового транша должен стать постепенный выход из программы. Для плавного ее завершения, поясняет эксперт, возможно поэтапное снижение размера скидок для автовладельцев, что, как следствие, позволит добиться снижения спроса на новые машины в рамках программы утилизации. Кроме того, по мнению представителя Frost&Sullivan, власти могли бы ввести для автопроизводителей квоты, основанные на популярности той или иной модели. Подобная схема уже была успешно реализована в Великобритании, отмечает В.Бельский.
Напомним, премьер-министр России Владимир Путин заявил, что в 2010 году правительство РФ выделит 10 млрд руб. на реализацию программы утилизации автомобилей в дополнение к направленным на эти цели ранее 10,5 млрд руб. Глава кабинета министров страны считает, что программа "хорошо себя зарекомендовала", несмотря на то что "есть издержки административного характера". В то же время В.Путин попросил правительство подготовить предложения по плавному выходу из программы в 2011 году.
Стоит отметить, что десятая часть сертификатов, выданных участникам программы, пришлась на Санкт-Петербург. По информации заместителя начальника городского управления по обращению с отходами производства и потребления Александра Ремиги, за первые три месяца действия федеральной программы в Северной столице было выписано около 17 тысяч сертификатов и утилизировано порядка 6 тысяч автомобилей.
"Сегодня рынок не способен удовлетворить существующий спрос на автомобили", - объяснил специалист значительную разницу между числом выданных и использованных в рамках программы утилизации бумаг. "Отдельные марки автомобилей нужно ждать в салонах до полугода, - посетовал он. - Квот, выделенных автодилерам, не хватает".
По словам президента ассоциации "Российские автомобильные дилеры" Дмитрия Гулина, участники эксперимента столкнулись с еще одной проблемой: Министерство промышленности и торговли РФ затягивает с выплатой дилерам компенсаций за машины, проданные в рамках программы. С начала ее реализации дилеры, по данным эксперта, получили от министерства менее 900 млн руб. из заработанных 3,5 млрд руб.
Эксперты, тем не менее, сходятся во мнении, что эксперимент по замене "автохлама" на новые автомобили позитивно сказался на рынке в целом и на российском "АвтоВАЗе" в частности. В мае текущего года продажи новых машин в стране выросли на 31% по сравнению с показателем аналогичного периода минувшего года, и эксперты связывают это именно с федеральной программой. Что касается "АвтоВАЗа", на его модели с начала действия программы утилизации пришлось порядка 80% проданных в рамках эксперимента транспортных средств. По прогнозу главы компании Игоря Комарова, в нынешнем году производство автомобилей Lada превысит ранее озвученный план на 100 тысяч единиц и достигнет 550 тысяч автомобилей.
В то же время участники рынка констатируют, что программа утилизации в России, в отличие от соседней Европы, совпала с ограниченными объемами производства автомобилей. "Утилизация – только один из факторов, способствовавших оживлению рынка, - считает главный управляющий директор розничного подразделения "Рольф" Сергей Щербинин. - Ее отмена может оказать влияние на объемы продаж, но рынок оживает и независимо от нее".
Государственная программа утилизации старых автомобилей была введена в действие 8 марта 2010 года. В эксперименте могут принять участие граждане, более года являющиеся владельцами любых машин, выпущенных ранее 1999 года. За сдачу старого авто в утиль выдается сертификат на скидку в размере 50 тыс. руб. при покупке нового автомобиля из перечня, составленного Министерством промышленности и торговли РФ. Отметим, что в Петербурге и Ленинградской области в эксперименте участвуют четыре компании-утилизатора.