Экологи опасаются, что парковка у стадиона «Крестовский» может рухнуть
Общественная организация «Комиссия экологической экспертизы» (КЭЭ) добивается устранения нарушений, якобы допущенных на стройке стадиона «Крестовский», которые, как считают в организации, угрожают безопасности комплекса и могут дезорганизовать мировые футбольные соревнования — ЧМ-2018 и, особенно, Кубок конфедераций, который должен пройти с 17 июня по 2 июля 2017 года.
Парковка уходит в море
Как пишет председатель правления КЭЭ Дамир Володин в своих обращениях по этому поводу к губернатору Петербурга Георгию Полтавченко и курирующему стройку вице-губернатору Игорю Албину, в ходе «публично объявленного общественного мониторинга процессов окончания строительства и ввода в безопасную эксплуатацию» стадиона «Крестовский» («Санкт-Петербург Арена»), экологи обнаружили заключение экспертизы, в котором говорится о серьезных нарушениях, допущенных в ходе строительства.
Как пояснил РБК Петербург Володин, экспертизу провела известная проектная организация ООО «ПЕТРО-СТРОЙ». Заказчиком выступила московская компания «Леокам», получившая подряд на благоустройство намывной территории в западной части Крестовского острова. Приступая к исполнению контракта, новый подрядчик, по словам Володина, заподозрил, что намыв выполнен с нарушением технологии и заказал экспертизу состояния объекта, в ходе которой якобы были обнаружены нарушения, зафиксированные в отчете ООО «ПРОЕКТ-СТРОЙ».
Справка
Намыв осуществляла московская компания «Интэкс» (входит в группу «Сумма» миллиардера Зиявудина Магомедова), которая в январе 2015 года получила госконтракт на «создание искусственного земельного участка» площадью 16,6 га в западной части Крестовского острова за 2,2 миллиарда рублей. В начале 2016 года сразу после смены председателя Комитета по строительству Смольного компания «Интэкс», завершившая работы по намыву, покинула стройку. Контракт на благоустройство намыва стоимостью 1,79 млрд руб. получила московская компания «Леокам».
Как следует из отчета ООО «ПРОЕКТ-СТРОЙ» (есть в распоряжении РБК Петербург), нарушения якобы были допущены при намыве земельного участка для открытой автомобильной парковки на 700 автомобилей к западу от стадиона, у трассы ЗСД.
«Экспертиза проводилась двумя способами — радиологическим обследованием намывной территории и непосредственной выемкой грунта. В обоих случаях было обнаружено отсутствие свай, предусмотренных проектом для укрепления площадки, — утверждает Володин. — Это может привести к тому, что площадка вместе с автомобилями участников и гостей футбольных матчей просто сползет в залив».
Также эксперты обнаружили, что используемые щебень и песок не соответствуют проектным требованиям. В то же время, все эти работы, как утверждает Володин, были приняты у «Интэкс» и оплачены заказчиком.
Обнаружив нарушения, компания «Леокам» после длительных переговоров со Смольным в январе 2017 года решила расторгнуть контракт, который в конце марта получил петербургский «Водоканал».
Технические отклонения
В заключении отчета ООО «ПРОЕКТ-СТРОЙ» говорится: «На участке 1, по данным георадиолокационного зондирования, буронабивные сваи не обнаружены. Проведенные вскрышные работы на участке 1 буронабивных свай также не выявили. … На участке 2 георадиолокационные эффекты, которые могут быть связаны с наличием буронабивных свай, не обнаружены».
Между тем, в соответствующем разделе проекта, также представленном в редакцию РБК Петербург, на этих участках предусмотрены щебеночные сваи, диаметром 0,7 метра. «По вопросу применения качественных материалов хотелось отметить, что по проекту должен быть щебень фракции 70-120 мм марки 1000, но применен щебень фракции 800 (Приложение № 3 на 2-х листах). Песок, привезенный в намывные территории, не имеет проектного коэффициента фильтрации», — говорится в заключении экспертов.
Без прямых ответов
В ответ на запрос редакции РБК Петербург пресс-служба комитета по развитию транспортной инфраструктуры Смольного (КРТИ) заявила, что «компания «Интэкс» выполнила все работы в строгом соответствии с проектной документацией» и что «со стороны заказчика, надзорных органов, а также специализированных проектных организаций ООО «Проектный институт «Геореконструкция», ООО «ИИС», ООО «Морстройтехнология», осуществлявших авторский надзор, претензий и замечаний в процессе выполнения работ не возникало».
На конкретный вопрос о том, были ли установлены все предусмотренные проектом щебеночные буронабивные (или других конструкций) сваи на участках 1,2 и 3, пресс-служба КРТИ ответила: «Установка свай выполнялась по самому современному способу методом виброфлотации… Классические буронабивные сваи выполнялись только в зоне фундаментов западного скоростного диаметра». На вопрос о качестве примененных строительных материалов пресс-служба КРТИ не ответила.
Из ответа КРТИ не ясно и то, установлены ли на объекте все предусмотренные проектом сваи.
Удаление инвестора
КЭЭ требует от Смольного создать независимую экспертную комиссию, которая должна проверить выявленные экологами нарушения. «Чтобы эта комиссия была реально независимой, мы требуем включить в нее представителей ФИФА», — заявляет Володин. Отметим, что провести дополнительное исследование предлагает и ООО «ПРОЕКТ-СТРОЙ». В своем отчете компания рекомендует выполнить дополнительные «вскрышные работы» на участках, где по проекту должны быть сваи.
Ситуации, когда экспертизы разных организаций прямо противоречат другу, возникали в Петербурге и раньше. Так, в феврале 2012 году на встрече губернатора города Георгия Полтавченко с депутатами фракции «Яблоко» обсуждались градостроительные скандалы, в которых инвесторы на основании заказанных ими экспертиз реализовывали проекты, вызывавшие бурные протесты градозащитников.
Недостоверность таких экспертиз чиновники признавали в ходе публичных судебных разбирательств. Обсуждая эту проблему с депутатами, Полтавченко согласился с их предложением «отделить экспертизу от инвестора». Это означает, что проекты должны согласовываться только на основании экспертиз, заказчиком которых выступает Смольный (КГА или комитет по строительству). Впрочем, как утверждает депутат парламента Борис Вишневский, свое обещание градоначальник в полной мере не выполнил.