Тягач для Антарктики может появиться в 2007г.
На ОАО «Кировский завод» идет разработка одного из видов специальной техники для работы в Антарктиде, тягача ТТС101. Заняты этим специалисты дочернего общества ПКБ "Автоматика".
Как сообщил корреспонденту РБК заместитель главного конструктора ПКБ "Автоматика" Александр Запреев, курирующий проект, изготовить тягач и провести предварительные испытания планируется в начале 2007г.
На Кировском заводе считают проект многообещающим и перспективным, так как, в случае успешной реализации, он не только принесет экономическую выгоду, но и укрепит престиж предприятия в отечественном машиностроении.
По словам А.Запреева, в настоящее время, как и в течение последних 50 лет, для транспортировки грузов в Антарктиде используются тяжелые тягачи-транспортеры МТТ и АТТ (грузоподъемностью 12 т), которые уже 15 лет сняты с серийного производства. Для перевозки людей и грузов на короткие расстояния (не более 300 км.) применяется несколько транспортеров «Витязь» ДТ-30. Данная техника создавалась как военная, но с возможностью использования в народном хозяйстве - так называемая техника двойного применения. Это приводит к неоправданным затратам на ремонт и эксплуатацию.
На сегодня надежного и экономичного транспорта нет не только у российских полярников, но и у их иностранных коллег. В их распоряжении - доработанные сельскохозяйственные тракторы Сhallinger-65C (Сaterpillar), с тяговым усилием на буксирном крюке 9 т. После прохода двух таких тягачей с санями трассу необходимо выравнивать и утрамбовывать. Для этого в состав санного поезда дополнительно вводятся еще две специальные машины.
Сейчас в Антарктике нет техники, которая была бы максимально приспособлена для работы в крайне тяжелых условиях - температура до минус 60 градусов, ветер, дующий со скоростью 30 м/сек, пониженное атмосферное давление (450 мм. р.с.), высота над уровнем моря в 3 тыс. 800 м., снежный покров твердостью 0,25-0,8 кг/кв. см. на равнинных участках и 20 кг/кв. см - на торосах и застругах.
Первую специальную машину для научно-исследовательских походов в Антарктиде на Кировском заводе создали еще в 1956г. Разрабатываемый сегодня транспортер-тягач принципиально отличается как от выработавшего свои ресурсы "Пингвина", так и от остальной техники, занятой грузоперевозками в Антарктике. Он предназначен специально для эксплуатации в условиях полярного континента и не имеет аналогов в мире.
Заказ на машину поступил в 2005г. от петербургского Института Арктики и Антарктики, тогда же были согласованы ее основные параметры. Снегоходный транспортер-тягач с двигателем мощностью 650 л.с., экономичным расходом топлива и масла, ресурсом не менее 6 тыс. м/ч. в состоянии преодолевать длительные переходы более чем на 3 тыс. км. и везти сани с грузом на 40-50 тонн. ТТС101 (9,5х4х3,5м) станет базой для создания комплекса, состоящего из машин с грузовой платформой, служебно-жилым, энергетическим и лабораторным блоками.
Из бюджета Российской антарктической экспедиции (РАЭ) будет выделено около 10 млн руб. на его изготовление. Разработку и испытание ТТС101, а также подготовку к серийному производству завод должен осуществить на собственные средства - из фонда создания новой техники ОАО «Кировского завода» поступят соответствующие средства. Если экспериментальный выпуск машины пройдет успешно, то Кировский завод окажется монопольным производителем уникальной техники как в России, так и за рубежом.
В ближайшие несколько лет только РАЭ нуждается в 18 транспортерах-тягачах, а кроме России Антарктику изучают 45 стран, 26 из которых уже имеют собственные станции. У них такие же проблемы с отсутствием спецтехники для исследований внутриконтинентальных районов и для транспортировки грузов по материку.
Как сообщил А.Запреев, руководство Кировского завода не исключает, что в дальнейшем на базе ТТС101 будут произведены новые модификации машин для нефтяной и газовой отрасли, для геофизиков и МСЧ.