Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область⁠,
0

Скрыться под капюшоном: сработает ли «цифровая слежка» в период эпидемии

Фото: Алексей Смагин/Интерпресс
Фото: Алексей Смагин/Интерпресс

В связи с резким ростом заболеваемости коронавирусом, власти Москвы и Московской области вводят беспрецедентные меры по борьбе с эпидемией. В частности, оба региона приступили к активному внедрению цифровых методов контроля за соблюдением горожанами режима изоляции. С 15 апреля, например, в столичном регионе введены обязательные цифровые пропуска для поездок на личном и общественном транспорте. Другой пример связан с использованием полицией системы видеонаблюдения с автоматической идентификацией лиц — также для выявления нарушителей режима самоизоляции.

Скрыться под капюшоном: сработает ли «цифровая слежка» в период эпидемии

Ассоциированный профессор по социологии права им. С.А. Муромцева Европейского университета в Петербурге Кирилл Титаев рассказал РБК Петербург, насколько эффективны и законны применяемые методы «цифровой слежки» за гражданами:

«Модель, по которой вы загружаете в систему городского видеонаблюдения фото потенциального нарушителя изоляции, а потом система будет показывать, по каким улицам он проходил за последние пять дней — это фантастика. Системы распознавания лиц действительно довольно успешно используются, но не в городском пространстве. Например, в некоторых офисах такие системы используют в качестве электронного пропуска: сотрудника просят на проходной встать перед камерой в разных ракурсах, и после идентификации двери перед ним открываются.

Что касается города, то здесь точно такая же система в ближайшие годы, скорее всего, окажется малоэффективной. Ведь прохожие не задаются целью постоять перед каждой камерой в разных ракурсах с нужным освещением. Кроме того, в последние годы в мегаполисах, как правило, устанавливались мощные камеры с большим обзором, которые хоть и могут приблизить каждого человека и зафиксировать его лицо, но не могут приблизить одновременно всех.

«Прохожие не задаются целью постоять перед каждой камерой в разных ракурсах»

Единственный приемлемый вариант — установить камеры на выходе из подъездов, где проживают несколько сотен людей на карантинном режиме. Но опять же, если потенциальный нарушитель наденет на лицо маску, на голову — капюшон или выберет момент, когда перед подъездной камерой стоит другой человек, то ни о какой идентификации речи быть не может.

Именно поэтому даже правоохранительные органы используют систему городского видеонаблюдения для поиска преступников только в ручном режиме. Происходит это довольно просто: мы с вами знаем, что человек в коричневом пальто и синей кепке в определенный момент вышел из определенного места — и мы от камеры к камере в разных частях города следим за тем, куда он пошёл. Эффективность такой системы раскрытия преступлений оценивается по-разному. Эксперты говорят, в среднем так удаётся найти преступника в нескольких случаях из десяти, если у него характерная одежда и он шел по насыщенному камерами району.

«По сути камера — это тот же полицейский, только опосредованный»

Еще одна проблема камер слежения связана с юридическими тонкостями. С одной стороны, использование такой техники не противоречит сегодняшнему российскому законодательству. Улица — это публичное место, и все записи с улицы уполномоченные органы могут использовать в целях расследования преступлений, да и в любых других. Грубо говоря, это то же самое, что расставить на каждом углу полицейского и сказать ему следить за проходящими мимо людьми. По сути камера — это тот же полицейский, только опосредованный.

Но здесь остаётся открытым довольно важный вопрос: насколько доступ к изображению конкретного человека, который мы даём государству, позволяет государству это изображение использовать? Сейчас, когда вы оформляете паспорт, вы сдаёте фотографию (или загружаете её в систему госуслуг), которая остаётся в специальном архиве. И когда возникает подозрение, а не этот ли человек совершил преступление, полиция совершенно спокойно обращается к этой базе, смотрит вашу фотографию и даже может предъявить ее потерпевшему. Насколько автоматизированная обработка фотографий, которые мы передаём государству, является допустимой и законной — это большой правовой вопрос.

«Насколько доступ к изображению конкретного человека позволяет государству это изображение использовать?»

Есть ещё один способ для контроля самоизоляции — использование QR-кодов. Эта та модель, которую сейчас предложили власти Москвы. Она более автоматизирована и оптимизирована, чем та, что сейчас используется в некоторых европейских странах (например, во Франции), но я бы не называл это слежкой. Вы просто в специальном приложении отправляете сообщение уполномоченному органу о том, куда и зачем вам надо пойти, и после одобрения получаете QR-код. Если вас останавливает на улице полицейский, вы показываете ему QR-код, он его считывает и получает подтверждение, что вам разрешено выйти из дома. По сути, это ничем не отличается от того, что вы показываете бумажку, на которой написано, кто вы и куда идёте. Насколько это удобно, покажет практика. Сейчас мы наблюдаем существенные эксцессы в работе правоохранительных органов по проверке этих пропусков, но есть шансы, что полиция найдет более разумные способы проверки.

Что-то более похоже на слежку было бы, если приложение с QR-кодами могло бы отслеживать перемещение телефона (то есть, требовать вас включить GPS) и действительно следить, не откланяетесь ли вы от маршрута из точки А в точку Б. Не думаю, что такая слежка может быть опасна в будущем — как только режим изоляции заканчивается, вы просто удаляете эту программу».


Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 15:16
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 15:16
Суд объяснил решение обратить в доход государства Туапсинский порт Бизнес, 15:34
Силуанов объяснил, когда экономика России начнет «гнать на велосипеде» Экономика, 15:34
Сделки с жильем предложили подтверждать с помощью третьих лиц Недвижимость, 15:29
Вид на реку: что такое жилье класса клубный премиум РБК и City Bay, 15:27
Финалист Кубка Гагарина остался без второго тренера за месяц Спорт, 15:22
Что добывают и производят в городах и провинциях Китая. Карта РБК и ВТБ, 15:15
В России обвинили Залужного, Умерова и Порошенко по делу о геноциде Политика, 15:05
ИИ для работы и жизни — новый интенсив РБК
Как пользоваться нейросетями и прокачать с ними общение
Подробнее
Экономика впечатлений: цены комфортнее, отдых интереснее РБК и Ozon Travel, 15:05
Аэропорты Владикавказа, Грозного и Магаса закрыли для полетов Политика, 14:58
Умер посол России в КНДР Александр Мацегора Политика, 14:57
Как компании выбирают, кто будет внедрять ИТ-системы. Исследование РБК х Ростелеком, 14:55
Польша захотела стать главным хабом для экспорта СПГ в Европу Политика, 14:54
Турецкий лоукостер Pegasus купит крупнейшую чешскую авиакомпанию Бизнес, 14:53
Как правильно вести переговоры с китайскими партнерами Отрасли, 14:52