Эксперты: Барьером для развития инновационной отрасли является недостаток кадров
Для активного развития инновационно-сырьевой отрасли в России недостаточно профессионально подготовленных специалистов. Об этом РБК сообщил ректор Санкт-Петербургского государственного горного института Владимир Литвиненко.
"Сегодня у России есть два преимущества, которые помогут нашей стране развивать инновационную составляющую. Это наши сырьевые ресурсы и наш интеллектуальный потенциал. В то же время основным барьером, который тормозит развитие, является кадровая политика. Должны быть совершенно иные требования к подготовке специалистов. Я говорю не о номенклатуре, а о качестве", - пояснил эксперт. Он также отметил, что сейчас наблюдается старение профессионального состава, причем это касается всех квалификаций.
С ним согласен и председатель комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Валерий Черешнев. "В России должна быть создана инновационная система, которая на данный момент не функционирует. Она будет базироваться на следующих составляющих: наука, образование, бизнес и промышленность. При рассмотрении каждой составляющей сегодня у нас главной проблемой является проблема кадров", - говорит он.
Эксперт отмечает, что в РФ 28% специалистов, непосредственно занятых в работе инновационного сектора, являются людьми до 40 лет, остальные 72% перешагнули данный возрастной рубеж, при этом возраст 22% специалистов — более 60 лет.
Высказывают неудовлетворенность участники рынка и качеством российского образования. В.Черешнев отмечает, что в 1991г. в стране было 6 тыс. отраслевых вузов, готовящих специалистов в области промышленности и энергетики. На сегодняшний день их осталось лишь 1,1 тыс. "Наблюдается уменьшение вузов почти в 6 раз. Сейчас крайне важно сохранить государственные академии наук", - резюмирует он.
Как сообщил председатель совета ректоров вузов Петербурга, ректор Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики Владимир Васильев, в настоящий момент ни в одной крупной федеральной целевой программе, которые реализуются в РФ, невозможно найти ни одного специального раздела, который был бы связан с подготовкой кадров.
"Сейчас в стране 3 тыс. 200 высших учебных заведений. В девяностых годах мы пришли к тому, что получили практически 100% высшее образование. Каждый выпускник после 11 класса мог получить диплом о высшем образовании. Я не говорю о качестве и фундаментальности, я говорю о доступности. В то же время нет ни одной страны мира, где бы количество студентов, обучающихся по заочной системе составляло 50%, у нас их 54%. Кроме того, в России меньше 20% вузов занимаются научной деятельностью. Это очень мало", - отметил он.
При этом эксперты соглашаются, что на настоящий момент Россия находится далеко позади других стран в развитии инноваций. "Сейчас есть только один рецепт, как сделать Россию инновационной страной — необходимо сделать ее конкурентоспособной. К сожалению, за последние годы мы в этом направлении, на мой взгляд, абсолютно не продвинулись, или продвинулись очень слабо. У нас по-прежнему существуют если не формальные, то закрытые монополисты, мы по-прежнему недостаточно привлекательны и открыты для автомобильных рынков. Мы должны продолжить наши структурный реформы, быстрее интегрироваться, снимать все барьеры для иностранных инвесторов и сделать более гибкими условия для российских компаний", - отмечает вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Осеевский.
Он подытоживает, что один из принципов инновационности и конкурентоспособности является способность экспортировать свои товары и услуги, то есть быть конкурентоспособным на глобальных рынках. "Для России - это сырье, оборонная продукция и машиностроение. В остальных направлениях мы все еще очень слабы. И с этой точки зрения, мне кажется, правильная политика — это политика поддержки не слабых, а сильных. Ориентация на растущие, экспортоориентированные компании представляется наиболее правильной", - резюмирует вице-губернатор.
По словам статс-секретаря — заместителя министра образования и науки Российской Федерации Юрия Сентюрина, утверждать, что инновационная направленность российской образовательной и научной сферы на сегодняшний день представляется достаточной, несколько преждевременно. "Ситуация сегодняшнего дня диктует необходимые концентрации ресурсов государства только тех проектов, которые дадут в ближайшей среднесрочной перспективе максимальный эффект. Список приоритетов для нас представляется следующим образом: во-первых, проекты и программы, ответственность за которые несет государство: оборона, здравоохранение, образование. На втором месте — это проекты и программы, на которых балансируются и концентрируются интересы бизнеса и государства. В частности, развитие атомной энергетики, вопросы, связанные с нефтедобычей, нефтепереработкой и проекты, которые обеспечивают развитие новейшей технологической базы, все, что связано с нанотехнологиями", — информирует он.
По данным Ю.Сентюрина, государственные расходы на научные, исследовательские работы в России в 2008г. составили около 130 млрд руб., что составляет около 0,3% ВВП. При этом только 0,3% мирового рынка высокотехнологичной продукции изготавливается в Российской Федерации. Объем нашего экспорта технологий составляет более 600 млн долл., это в 120 раз меньше, чем объем экспорта технологий, который ведет США и в 10 раз меньше, чем Австрия.
В.Черешнев также приводит неутешительные данные: инновационная продукция в России на настоящий момент составляет не больше 5-7% по отдельным отраслям от общего количества производимых товаров. "Только по атомному направлению у нас производится 10,2% инновационной продукции, то есть в целом мы производим не больше 1% инновационной продукции, в то время на США — 70%, а Китай — 34%", - сообщает эксперт.