Чиновники Смольного нашли "эталон" для городских "креативщиков"
Петербургские чиновники не на шутку увлеклись креативом. В частности, обитателей Смольного все более и более интересует идея превращения заброшенных и унылых территорий, которые "серым поясом" окружили центр Петербурга, в креативные кварталы.
Однако эксперты уверены, что креативный кластер - это элемент публичной жизни и его нельзя навязывать "сверху". Государство в данной сфере должно лишь оказывать содействие, а не указывать, как и где "креативить".
Накануне вице-губернатор города Василий Кичеджи посетил креативное пространство "Ткачи" на Обводном канале, которое не оставило его равнодушным. В здании бывшей ткацкой фабрики чиновника познакомили с работой творческих индустрий: дизайнеров, художников, модельеров, it-специалистов, музыкантов.
Как передает пресс-служба Смольного, вице-губернатор В.Кичеджи отметил, что путь, по которому должен развиваться исторический центр города, предложен в "Ткачах".
Словам чиновника приходится верить — по всей видимости, такой путь преобразования заброшенных зданий станет в ближайшие годы в Северной столице наиболее популярным. Ведь за "Ткачами", открывшимися в конце прошлого года, следует масса других "креативных" проектов: "Новая Голландия", преобразование СИЗО "Кресты", арт-проекты Апраксина двора. Недавно стало известно, что креативный квартал может разместиться в трамвайном парке N2 на Васильевском острове, где сейчас работает Музей городского электротранспорта.
Возможно, в скором времени будут преобразованы и канатный цех завода "Красный гвоздильщик", и территории, включающей в себя объекты Адмиралтейства, Петровского дока и Летнего сада Кронштадтского района.
Многие эксперты объясняют такие порывы властей и инвесторов элементарным стремлением к выгоде. "Успешный опыт лофт-проекта „Этажи", где все арендопригодные площади сданы по ставке выше, чем в соседних бизнес-центрах, вдохновил девелоперов. Все чаще на базе промышленных объектов возникают лофты, включающие выставочные и культурные пространства", говорила ранее "РБК Daily" Ольга Земцова, руководитель отдела консалтинга ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate.
Но не все эксперты столь оптимистично относятся к креативным планам города. В частности, что касается эталонных для вице-губернатора "Ткачей", то эксперт проекта "Петербург 3.0" Мария Элькина полагает, что в этом креативном пространстве результат оказался совсем не таким, на который рассчитывали любители романтических представлений о манхэттенских лофтах.
"Менее "креативную" архитектуру сложно себе представить: череда магазинов и офисов вдоль прямых коридоров", - отмечает она, добавляя, - Белоснежные стеклопакеты на окнах делают интерьер пресным окончательно и безнадежно, лишая его последнего очарования".
М.Элькина полагает, что ситуация, когда творческое пространство создается по воле компании девелопера, а населяющие его творцы – гипотетические персонажи, изначально нежизнеспособна. "Именно человек, с его энергией и воображением, является единственным возможным мерилом успеха "креативного пространства". Даже если допустить, что где-то в нашем городе есть большие таланты, они едва ли встанут очередь, чтобы снять в "Ткачах" офис со стеклопакетом", считает она.
Директор Центра прикладных исследований Европейского университета в Петербурге и научный сотрудник Центра независимых социологических исследований Олег Паченков также уверен, что креативный кластер - это элемент публичной жизни и его нельзя навязывать "сверху". "Частные инициативы в данной сфере более органичны. К тому же, на мой взгляд, существует серьезная проблема с идеологами для таких проектов, и начинать нужно было не с изучения пространств, а исследовать людей в данной среде, и уже с ними определять точки пересечения интересов креативной индустрии с конкретными местами на карте города", - сказал он.
Эксперт полагает, что роль государства в данной сфере должна быть похожа на игрока в керлинг - "он не должен подталкивать камни или указывать им путь, он должен лишь натирать перед ними лед, чтобы они катились быстрее".