Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
В ВОЗ не исключили 2 млн смертей от COVID-19 до широкой вакцинации Общество, 20:32 В «Формуле-1» перед гонкой в России выявили семь новых случаев COVID Спорт, 20:25 В центре Москвы автомобиль на пешеходном переходе сбил ребенка Общество, 20:25 Греф оценил возможность «украинского сценария» с банком в Белоруссии Финансы, 20:22 «Ротору» засчитали техническое поражение в третьем матче подряд Спорт, 20:01 В твиттере Канье Уэста появились 40 постов с иконами Стиль, 20:00 Чиновников и полицию предложили обязать прививаться от гриппа Общество, 19:56 Генштаб сообщил о военной активности НАТО рядом с границами России Политика, 19:55 Подписавшую обращение к Лукашенко рекордсменку Белоруссии уволили из МЧС Спорт, 19:43 Ставшую главой поселения уборщицу выдвинули на Нобелевскую премию мира Политика, 19:41 ЕС попросил Украину не воспринимать его как банкомат Политика, 19:40 Минфин против криптовалют и блокировка Binance. Главные новости недели Крипто, 19:37 Чек-лист для бизнеса: какие возможности оптимизации вы упускаете РБК и Райффайзенбанк, 19:22 СМИ узнали о признании задержанного после нападения у Charlie Hebdо Общество, 19:20
С.-Петербург ,  
0 

Петербуржцам предлагают исправить градостроительные ошибки

Закон позволяет горожанам заблокировать одиозные строительные проекты, однако подобная гражданская активность довольно редка в Петербурге

В Петербурге начались публичные слушания по проекту новых Правил землепользования и застройки (ПЗЗ). Этот документ уже сейчас вызывает массу нареканий у специалистов и общественных деятелей. Закон предоставляет гражданам возможность заблокировать вредные, с их точки зрения, градостроительные инициативы, подав замечания до 9 февраля.

Горожане в большинстве своем склонны игнорировать подобные мероприятия, что позволяет девелоперам и лоббирующим их интересы чиновникам утверждать самые одиозные проекты. Эксперты, между тем, напоминают, что в Северной столице можно вспомнить случаи, когда активность граждан позволяла им не только отстаивать свои интересы в локальных конфликтах с застройщиками, но и влиять на принципиальные дефекты законодательства.

Врожденные пороки

Вместе с Генпланом и региональными нормативами градостроительного проектирования (РНГП) ПЗЗ составляют пакет самых важных документов городского градостроительного планирования. Функции у всех трех документов разные. Генплан в общих чертах регламентирует функциональное использование городских территорий. Главное его предназначение, как считает директор Центра экспертиз ЭКОМ, эксперт комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам городского ЗакСа Александр Карпов, определить обязанность городских властей по размещению объектов регионального и местного значения (объектов инфраструктуры и т.п.)  — «территориальное распределение бюджетных инвестиций».

РНГП устанавливают нормативы обустройства больших территорий, в том числе, общественных пространств. Они определяют количество социальных учреждений, плотность улично-дорожной сети, общую площадь озеленения и др. ПЗЗ устанавливают нормативы застройки земельных участков, совокупность которых образует территории — высоту зданий на конкретных участках, площадь зеленых насаждений на них, количество машиномест и т.п. На основании ПЗЗ город выдает застройщикам градостроительную документацию (проекты планировки и межевания территорий, градостроительные планы участков).

Понятно, что все три документа должны быть согласованы друг с другом. Главный документ — Генплан. Он имеет статус городского закона. ПЗЗ и РНГП принимаются постановлениями правительства. Летом прошлого года ЗакС принял поправки в Генплан Петербурга и теперь ПЗЗ должны быть приведены в соответствие с ним. По словам экспертов, логично было бы сначала утвердить РНГП, но Смольный до сих пор этого не сделал.

За два месяца, прошедшие с момента опубликования Смольным проекта ПЗЗ для общественного обсуждения (формально его период определен с 08.12.2015 по 09.02.2016, но в ЗакС документ поступил еще в ноябре), специалисты выявили в нем массу дефектов — как традиционных, обусловленных сохраняющимся, по сути, «советским» подходом к понятию «комфортная среда», так и новых, порожденных, как утверждает А.Карпов, классификатором видов использования территорий, утвержденным Минэкономразвития РФ. «Формулировки видов использования радикально поменялись. Из-за этого все «поехало». Например, появился вид «Развлечения». Для него устанавливаются нормативы по озеленению, в зависимости от площади. Но они зачастую противоречат здравому смыслу. Например, зачем аквапарку нужно озеленение, кроме чисто декоративного?», — недоумевает эксперт.

Право голоса

Многие дефекты ПЗЗ, как считает А.Карпов, расширяют возможности для волюнтаризма властей (в том числе, коррупционного) при выдаче разрешений на застройку городских территорий. Это обстоятельство значительно повышает важность нынешних публичных слушаний проекта. Жителям предоставляется возможность заблокировать вредные, по их мнению, поползновения застройщиков и лоббирующих их интересы чиновников. После того, как Смольный утвердит ПЗЗ, сделать это будет гораздо сложнее.

Между тем, ряд поправок к проекту комиссия по землепользованию Смольного (она рассматривает предложения граждан) уже утвердила, поскольку свои предложения граждане могут подавать в течение всего периода общественного обсуждения, то есть с 8 декабря по 9 февраля. Утвержденные поправки касаются главным образом девелоперских проектов частных компаний — «Русала», «Алросы», ГК «Город» и других.

В то же время, как утверждает А.Карпов, эти решения могут быть пересмотрены. Для этого участники слушаний должны проявить настойчивость. Наиболее эффективными усилия граждан очевидно будут в тех случаях, когда они уже самоорганизовалась в ходе борьбы против посягательства на свои территории. Это видно на примере организации в защиту парка «Малиновка». Координаторы вывесили на странице движения сообщение для участников, которых призывают обязательно принять участие в слушаниях и поддержать разработанные специалистами замечания к проекту ПЗЗ.

В этих замечаниях есть важная особенность — они демонстрируют способы устранения не только локальных, но и принципиальных дефектов проекта, даже в тех случаях, когда эти дефекты порождены федеральными установлениями и потому не могут быть отменены на уровне Петербурга. Так, один из таких дефектов заключается в разрешении создавать парки в любой территориальной зоне, даже деловой. Этим чиновники оправдывают свое нежелание переводить территории парков в рекреационные зоны, что дает им возможность без нарушения закона вместо парка разрешить строительство объектов. «Тогда мы предлагаем установить на спорном участке предельную высоту застройки ноль метров, вместо 12 метров, предусмотренных проектом ПЗЗ», — говорит администратор движения Марианна Алферова. А.Карпов ратует именно за такого рода предложения: «Через глупость на частной территории мы выходим на необходимость изменения правила в целом для всей территориальной зоны по городу».

К сожалению, подобная гражданская активность, причем, высококвалифицированная, довольно редка в Петербурга. Но только она и может привести к конструктивным результатам, уверен А.Карпов. Причем, он считает, что граждане вполне могут заставить чиновников исправить даже концептуальные ошибки ПЗЗ. Для этого граждан надо стимулировать к участию в обсуждении важных градостроительных документов. «И лучше всего это делать так, как сейчас в аналогичной ситуации делают в Хельсинки», — считает А.Карпов.

Хельсинки «на облаке»

Трудности с вовлечением широкой общественности в обсуждение градостроительных планов возникают не только в Петербурге. Даже в городах с развитым гражданским обществом властям нужны специальные усилия, чтобы получить обратную связь от жителей. Так, в Хельсинки, где сейчас готовится новый мастер-план (он будет определять развитие города до 2050 года), власти используют специальный «облачный» сервис, который позволяет публиковать в Сети опросники для анализа общественного мнения. Интерфейс программы реализован в виде интерактивной карты города.

Новый сервис позволяет не только собирать обратную связь, но и организовывать общественные дискуссии о готовящихся девелоперских проектах. Каждый участник опроса помечает на карте территории, которые, по его мнению, должны застраиваться, те, которые нужно отдать под зеленые зоны, а также участки, развитие которых чревато общественными конфликтами. В итоге разрозненные мнения тысяч людей чиновники получают в структурированном виде. Это позволяет прогнозировать, какие из готовящихся проектов вызовут недовольство граждан, а какие — наоборот, будут пользоваться поддержкой. Но самое главное — онлайн-опросы дают возможность узнать мнения тех категорий граждан, которые обычно неохотно участвуют в общественных дискуссиях — молодежи и родителей малолетних детей.