Неидеальный шторм: как пандемия изменила экономику Петербурга
РБК Петербург посмотрел на ситуацию в экономике по предварительным итогам пандемического года. Как считают эксперты, больше всего Петербургу помогло то обстоятельство, что в городе сосредоточены отрасли, которые оказались востребованы в период пандемии. В список «наиболее пострадавших» вошли сегменты, не оказывающие заметного влияния на стабильность городской экономики. Это позволяет надеяться, что последствия «коронакризиса» для городской казны и, как следствие, доходов жителей Петербурга, будут тяжелыми, но не разрушительными.
Драйверы роста
Наибольший вклад в восстановление после первой волны пандемии внесла промышленность — важнейшая отрасль экономики Петербурга (вклад в ВРП — 21%). Отставание ИПП за январь—октябрь от января — октября 2019 года сократилось до 2,8%, в то время как в июле этот показатель равнялся 4%. Промышленный рост обеспечила обрабатывающая отрасль (83,9% от всей промышленности). В острый период «коронакризиса» обработка нанесла самый большой урон ВРП Петербурга, зато потом она восстанавливалась энергичнее других сегментов. В результате по итогам января — октября она сократила отставание от 2019 года (по ИПП) до 1,4%.
Больше всех нарастили объемы производители химических веществ и продуктов (+19,6%), прочих транспортных средств и оборудования (+19%), лекарств (+13,8%), прочей неметаллической и минеральной продукции (+13,6%), бумаги и бумажных изделий (+9%), резиновых и пластмассовых изделий (+8,6%).
Среди отстающих отраслей следует отметить добычу полезных ископаемых, не сумевшую преодолеть отставание от 2019 года (-19,4%) — в основном из-за сокращения строительных работ, как полагают эксперты. Слабые результаты и у производителей текстильных изделий. Несмотря на хорошие заказы (на маски и прочие СИЗ), ИПП в этом сегменте по-прежнему отстает от 2019 года на 21,2%.
Негативные тренды
Промышленность, не имея сбыта в период обострения экономического кризиса, работала в значительной мере вхолостую — на склад. Отчасти это произошло из-за коронавирусных ограничений — нарушений поставок комплектующих из Китая и сокращения заказов от торговли, главным образом, непродовольственной. Об этом свидетельствуют данные по отгрузке промышленной продукции (реальные, оплаченные потребителями поставки), где общее отставание составило -7,2%. «Потребители не хотят платить НДС, — объясняет профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета, д.э.н. Елена Ткаченко. — Так бывает всегда при кризисах».
Общая просадка произошла за счет сокращения отгрузки в значительном числе отраслей. Самые серьезные провалы — в одежде (-33,1%), металлургии (-26,1%) и, особенно, в поставках кокса и нефтепродуктов (-27,4%), дающих самый большой вклад в отгрузку продукции обрабатывающих производств. Эта отрасль присутствует в Петербурге лишь административно и представлена почти исключительно «Газпром нефтью», чьи показатели обрушило соглашение в рамках ОПЕК+.
Из-за работы на склад прибыль, имеющая ключевое значение для ВРП, в сегменте обработки падает все сильнее — по итогам января — сентября она стала на 36,9% ниже, чем в 2019 году, хотя по итогам января — июня отставание составляло 33,4%. Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убытки) в обработке еще хуже: -44,2% к уровню 2019 года (за период с января по сентябрь). По мнению Елены Ткаченко, падение прибыли происходит из-за роста издержек в обрабатывающих производствах. Издержки, в свою очередь, растут из-за падения в этом году курса рубля к мировым валютам (на 20% пока). Предприятий, использующих импортные комплектующие, в Петербурге по-прежнему много. Удорожание импорта автоматически повышает цены и на отечественные комплектующие, поскольку российские цены во многом привязаны к мировым.
Торговля выручает
Тем не менее, общая прибыль организаций постепенно восстанавливается. По итогам января — сентября ее отставание от показателей 2019 года сократилось до 17,9%, хотя в январе — июне оно достигало 25,1%. Общий результат обеспечили успехи некоторых системообразующих отраслей — в первую очередь, торговли (второе место по вкладу в ВРП). Прибыль в этом сегменте к октябрю превысила итоговый показатель прибыли 2019 года в 1,5 раза (за январь—июнь превышение составляло всего +16,4%).
Так, даже по явно неполным данным Петростата, на 30,5% выросла прибыль в сфере телекоммуникаций (в области информации и связи, по классификации Росстата), в 1,6 раза — в области здравоохранения и социальных услуг и в 2 раза — в образовании, где сальдированный финансовый результат показал рекордный рост в 10,3 раза. Как считают эксперты, рост в этих сегментах связан с резким повышением спроса на технологии удаленной работы в период карантина — телемедицину и дополнительное онлайн-образование.
Отставание общего оборота петербургских организаций за январь—октябрь от показателей 2019 года сократилось вдвое. Основную роль в этом сыграла торговля — ее отставание от 2019 года сократилось до -3,8% (за январь—июль оно составляло -4,1%).
Пандемия подвела строителей
В строительной сфере продолжается негативная тенденция, начавшаяся еще в мае. За январь—октябрь объем работ в этой сфере сократился к 2019 году до -7,7% (в сентябре отставание составляло -5,7%). И это при том, что в 2019 году ситуация была еще хуже — объем работ сократился на 23% к 2018 году. Нынешнее падение объемов в строительстве Елена Ткаченко связывает с проблемами мигрантов: «Мигранты уехали и образовалась колоссальная нехватка строительных рабочих».
Сама по себе строительная отрасль не слишком портит общие показатели Петербурга. По данным на 2018 год (более свежих пока нет), ее вклад в ВРП не превышал 4,4%. В то же время строительство серьезно влияет на другие отрасли — в первую очередь, на добычу полезных ископаемых, производство металлоконструкций, строительных материалов и оптовую торговлю ими. В результате ИПП в сфере добычи полезных ископаемых по-прежнему отстает от 2019 года на 19,4%, готовых металлических изделий — на 7,2%.
За период с января по октябрь резко, на 20,3%, увеличился ввод в действие построенных ранее жилых домов. Однако это связано с тем, что рост отсчитывается от января — октября 2019 года, когда имело место серьезное, на 22,4%, падение ввода, по сравнению с 2018 годом. В то же время прибыль в сфере операций с недвижимостью, весьма важной для экономики региона (доля в ВРП — 10,1%), сократилась на 29%. «Сданное в этом году жилье было куплено дольщиками 2-3 года назад, а число нынешних сделок сократилось из-за снижения объема строительных работ. Отсюда и падение прибыли», — объясняет Елена Ткаченко.
Впрочем, участники рынка не вполне согласны с данными Петростата. «Сообщение Федеральной службы о сокращении числа зарегистрированных договоров долевого участия почти на 40% относительно прошлого года не соотносится с заявлениями крупных застройщиков Санкт-Петербурга, — утверждают специалисты компании «Мегалит — Охта Групп». — Компании отчитываются о росте спроса на квартиры и увеличении количества сделок. Подобные расхождения могли возникнуть из-за находящихся на регистрации договоров долевого участия, которые не успели попасть в статистику Росреестра, а также в связи с изменением объема реализуемых проектов на рынке в этом году». Почти все крупные девелоперы Петербурга отмечают рост продаж до 35% относительно прошлогодних показателей за аналогичный период.
Структурные сдвиги
Очень любопытны данные Петростата по инвестициям. Общий их объем в основной капитал вырос в январе — сентябре на 5,5% к 2019 году, что свидетельствует о предстоящем росте экономики Петербурга. При этом отмечается заметная разнонаправленность инвестирования в разных отраслях.
Основную долю (55,3%) составляют закупки машин и оборудования, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты. Они выросли почти в 2,5 раза (на 147,2%). Эксперты объясняют это, во-первых, стремлением предприятий спасти свободные средства от инфляции и падения курса рубля, а во-вторых, ростом цифровизации предприятий и, как следствие, спросом на новое оборудование. «Становится очевидно, что в новых условиях надо менять продуктовый портфель и переходить на технологии, обеспечивающие максимальную экономию. Старое оборудование таких возможностей не дает, поэтому надо закупать новое», — считает Елена Ткаченко.
Цикличность инвестирования
В то же время инвестиции в обрабатывающие производства в целом сократились на 10,5%, больше всего — в производство автотранспортных средств (включая прицепы и полуприцепы) — на 61,4%, в пищевку (на 54,9%), производство одежды (на 51,3%), лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях (50,8%).
Правда, и здесь наблюдается заметная разнонаправленность тенденций — в металлургию, например, инвестиции выросли, причем весьма существенно — в 2,5 раза, в производство прочих транспортных средств и оборудования — в 3,8 раза, «прочей неметаллической минеральной продукции» — в 2,3 раза, электрического оборудования — в 1,7 раза. Такой разброс тенденций больше всего связан с цикличностью инвестиционного процесса, считает Елена Ткаченко: «В прежние годы производители вложили большие средства, но не могут заниматься этим бесконечно. Сейчас сбавили обороты и цифры упали. Другие — наоборот».
Экономика может просесть
В конце августа эксперты предсказывали, что стремительное восстановление петербургской экономики осенью остановится. «Это, несомненно, эффект низкой базы мая, — говорила директор Аналитического центра НИУ ВШЭ Анна Федюнина. — Поддерживать такие темпы восстановления наша экономика, скорее всего, не сможет, и вскоре темпы заметно упадут». Эти прогнозы оправдались: по данным Петростата, начало IV квартала отмечается заметным проседанием в ряде отраслей. Если негативная тенденция продолжится, это может сильно испортить картину по итогам года.
Тем не менее, Елена Ткаченко считает, что в некоторых, важнейших с точки зрения вклада в ВРП, отраслях серьезного падения не будет: «По всей видимости, обрабатывающая промышленность полностью восстановится, потому что потери оказываются гораздо меньшими, чем ожидалось — за счет тех отраслей, которые оказались очень востребованы в период коронакризиса». Промышленность потянет за собой и всю остальную экономику, как происходит у нас всегда, говорит эксперт, и это позволяет рассчитывать на относительно скорое восстановление экономики Петербурга.