Авторынок Петербурга: драйверы, аутсайдеры и прогноз экспертов
В начале осени в Санкт-Петербурге значительно упали продажи новых автомобилей. Так, в сентябре индекс контрактования новых машин в дилерских центрах города сократился на 17% по отношению к августу, говорится в исследовании ассоциации «Автомобильные дилеры России» (РОАД) и группы компаний «Прагматика».
Причем эксперты отмечают, что в течение месяца авторынок показывал разнонаправленную динамику. Например, в первые три недели по многим брендам наблюдался рост, тогда как в последние 10 дней трафик в автосалонах «по объективным причинам» сократился. Что касается октября, то в первые 10 дней месяца объем продаж в среднем увеличился на 15-20% по сравнению с последней неделей сентября.
В условиях дефицита иностранных автомобилей драйверами остались российская LADA и китайский Chery. Они показали самый высокий рост доли в общем объеме контрактования по результатам сентября — каждый из брендов более, чем на 10%. На третьем месте оказался Renault (6%), дилеры которого в конце лета начали активную распродажу складов на фоне увеличения реализации автомобилей LADA, поддержанных госпрограммами. Кроме того, высокими показателями роста доли отметились Exeed (4%), Mazda (3%) и KIA (2%), впервые за несколько месяцев показавшая положительную динамику. А вот немецкие BMW и Volkswagen, а также коммерческие автомобили Ford и Mitsubishi, на 3-4% сократили свою долю в общем объеме контрактования.
Аналитики пока не видят предпосылок для улучшения ситуации в четвертом квартале. Директор по развитию ГК «Прагматика» Александр Шапринский говорит: «Несмотря на положительное начало, индекс контрактования в октябре, скорее всего, вновь покажет отрицательное значение. Многие потенциальные клиенты автосалонов откладывают покупку машин». Драйверами автомобильного рынка Петербурга останутся LADA и «китайцы». Однако, положительный вклад могут внести стратегии дилеров японских марок, уходящих из России, — автосалоны, как и в случае с Renault, могут начать активно распродавать свои склады.
Ранее генеральный директор автохолдинга «Аларм-Моторс» Роман Слуцкий говорил РБК Петербург, что к настоящему моменту складские запасы по покинувшим Россию брендам практически исчерпаны, поэтому китайские бренды без труда перехватывают их долю на рынке. Что касается роста рынка, то он, вероятно, продолжится. «Хотя, чтобы вернуться к «доковидным» объемам продаж, на мой взгляд, в самом оптимистичном варианте рынку потребуется минимум 3-5 лет», — отметил эксперт.