В Петербурге открываются новые общественные пространства
С начала 2021 года в Петербурге открылось сразу несколько новых креативных пространств, а часть уже работавших в прошлом сезоне — существенно обновились. Появление новых пространств связано с закрытием некоторых проектов, а также с популярностью таких площадок у внутренних российских туристов, отмечают эксперты. Какие креативные пространства можно посетить в новом сезоне, и будет ли он коммерчески успешным для этой индустрии — в материале РБК Петербург.
Открытия сезона
В этом году открылся крупнейший на данный момент креативный кластер в Петербурге — «Вавилов Лофт», расположенный на Кадетской линии Васильевского острова. Он занимает здание Института оптики им. С.И. Вавилова, построенное по проекту архитектора «Ленпроекта» С. Евдокимова в 1946–1952 гг. в стиле сталинской неоклассики. Пространство состоит из нескольких корпусов, соединенных переходами и зонами отдыха. Площадь кластера на территории в 2 га составит 30 тыс. кв. м., проектом управляет компания BS Art Development Group.
Как отмечает основатель BS Art Development Group Александр Басалыгин, ремонтные работы в креативном пространстве ещё идут, но уже работают кафе, бары, шоурумы, площадка для проведения мероприятий, караоке-бар, школа игры на фортепьяно, фотостудии, мастерские. Летом в кластере будет благоустроен внутренний двор, добавятся новые объекты, анонсирует Басалыгин.
В мае русско-голландская инвестиционная группа Placebo /25 открывает новый арт-квартал в бывших корпусах завода «Арсенал». Квартал называется Temple of Deer («Храм Оленя»). В ближайшее время там заработает концертный комплекс для 5 тыс. зрителей, выставочные пространства, ночной клуб и фото-студии. В первой половине 2022 года будет открыта уличная фестивальная зона на 10 тыс. человек, фуд-маркет, барная улица, бьюти-блок и др. Площадь пространства составляет около 15 тыс. кв. м.
Северный пляж, триумфальная арка и третьи места
После сезонной реконструкции в петербургской Коломне открылся двор «Никольских рядов». Кураторы проекта — компании Ales Capital и Miles&Yards. Как они подчеркивают, пространство развивается по модели pop up — объекты формируются временно, сменяя друг друга, поэтому большая зимняя горка для катаний трансформировалась в зеленый амфитеатр на 100 посадочных мест. Летом здесь будут проходить открытые лекции и другие культурные и образовательные события. По замыслу авторов проекта, архитектурного бюро Katarsis, амфитеатр будет служить не только лекторием, но и своеобразным городским садом — на каждой ступени будут высажены растения.
Центральный арт-объект двора — триумфальная арка с эстрадой, где будут проходить творческие мастер-классы и камерные концерты. Будет открыта и смотровая башня.
В особняке Лопухиных и Нарышкиных на Литейном проспекте возобновил работу двор пространства «Третье место». Главным резидентом двора стал поп-ап-проект «12» — кафе в формате северного пляжа с диджей-сетами. В самом особняке работают лекторий, выставочные пространства и рестораны. Как отмечала в разговоре с изданием «Бумага» соучредительница кластера Ольга Звагольская, проект развивает концепцию «третьих мест» социолога Рэя Ольденбурга — объединяет на одной территории творчески ориентированных предпринимателей, художников, галеристов и поклонников искусства.
К новому летнему сезону преобразился и «Севкабель Порт». Как сообщили РБК Петербург в пресс-службе пространства, там уже открыта для посещения совместная с соседней территорией фабрики им. Веры Слуцкой набережная.
На реставрации находится здание креативного пространства «Бертгольд-Центр». По данным комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников Петербурга, его отреставрируют к октябрю 2021 года. Правда, потом собственник зданий — ООО «Аспект-М» — рассчитывает продать креативное пространство.
Парадоксальный сезон
Опрошенные РБК Петербург эксперты считают, что поток посетителей в креативные пространства предстоящим летом возрастёт, в сравнении с прошлым годом. При этом, по мнению Александра Басалыгина, этим летом из-за закрытых границ и частичного снятия коронавирусных ограничений в Петербурге ожидается «удивительный сезон». «Парадокс в том, что несмотря на бешеного туриста, который заполонил буквально все бары и рестораны в приметных местах, у многих местных баров и кальянных дела идут плохо. Это потому что средний петербуржец стал больше экономить и реже ходить в заведения. Поэтому, с одной стороны, мы ожидаем приток туристов в креативные пространства, с другой — отток петербуржцев», — полагает Басалыгин.
По его мнению, выигрышной стратегией для креативных пространств будет сокращение количество точек общепита и увеличение площади выставочных пространств. «Современное искусство может дать ответы на нынешнее сложное положение дел в обществе, тем самым привлекая новых посетителей в креативные пространства, а рестораны и бары такие ответы дать не могут», — считает он.
Руководитель направления торговой недвижимости ГК «БестЪ» Станислав Ступников соглашается: если раньше якорными арендаторами пространств были бары, кафе и рестораны — они делали «экономику пространств» — то после пандемического кризиса привлекательность общепита резко снизилась. «Хорошо, что новые пространства открываются летом, в этот сезон они точно выживут. Многим жителям Петербурга некуда будет уезжать этим летом, поэтому они пойдут просто тусоваться. А вот что будет с трафиком пространств после лета — это вопрос», — говорит он.
Как отмечает руководитель отдела исследований компании JLL в Петербурге Наталия Киреева, открытие новых проектов в городе происходит, в том числе, за счёт закрытия старых. Она напоминает, что в 2020 году на рынке креативных пространств произошли серьёзные изменения: прекратил своё существование «Голицын Лофт», который развивался под управлением BS Art Development Group; УК «Артплэй» завершила участие в проекте «Центр творческих индустрий» на Красногвардейской площади; Miles & Yards перестала управлять площадкой «Севкабель Порт» и развивает теперь «Никольские ряды». Прекратило свое существование креативное пространство «Ткачи», так как здание купила сеть бизнес-центров «Сенатор».
«Одна из причин разрыва отношений собственников с управляющими компаниями — финансовые показатели. Они ухудшались ещё до пандемии, а кризисная ситуация 2020 года лишь усилила этот тренд», — говорит Наталия Киреева. Поскольку прибывающие пространства замещают выбывших, а не суммируются с ними, рынок в Петербурге остается не насыщенным, считает Киреева, и новые нестандартные концепции имеют шансы привлечь посетителей.