Власти Ленобласти хотят локализовать норвежских судостроителей
Судостроители Ленинградской области заинтересованы не в закупке иностранного оборудования, а в кооперации с европейскими предприятиями и трансферте технологий. Такое мнение выразил первый заместитель председателя областного комитета по экономическому развитию и инвестиционной деятельности Максим Кисельников.
Встречное предложение
«Нам нужны передовые норвежские технологии, но нас интересует не закупка оборудования, а локализация производств на базе областных верфей — Выборгского судостроительного завода, Невского судостроительно-судоремонтного завода и Ленинградского судостроительного завода «Пелла», — заявил чиновник во время встречи с заместителем руководителя «Морского кластера Северной Норвегии» (Maritimt Forum Nord) Уле Колстадом.
Встреча М.Кисельникова с У.Колстадом состоялась в ходе визита в Ленинградскую область делегации норвежской губернии Нурланн во главе с Томасом Нурволлом и его переговоров с губернатором Александром Дрозденко.
Норвежская сторона предложила правительству Ленобласти рассмотреть возможность участия в программе повышения безопасности мореплавания в Арктике — Search and Rescue in the High North, которую финансирует Министерство иностранных дел Норвегии. «В рамках программы, стоимость которой составляет около 3 млн долл., мы собираемся разработать комплекс мер по поиску и спасению судов в арктических морях. Помимо крупных нефтяных компаний, таких как Statoil, Shell и ENI, в ней участвует кластер Maritimt Forum Nord, куда входят 80 предприятий — верфей, а также поставщиков оборудования и услуг», — рассказал У.Колстад.
Представитель Innovation Norway (государственная организация, отвечающая за продвижение норвежского бизнеса за рубежом) в Петербурге Николай Шавров считает, что в условиях санкций, запрещающих поставку оборудования для нефтедобычи, наиболее вероятными областями сотрудничества могут быть строительство рыболовных судов, заправщиков сжиженным природным газом, а также судов для сбора разлитой нефти.
Прецеденты имеются
«В Ленобласти есть пример успешной локализации производства норвежской компании Jotun, которая выпускает краски и порошковые покрытия для судостроительной отрасли», — напомнил РБК Петербург главный редактор журнала «Вести морского Петербурга» В.Цукер.
Эксперт отметил, однако, возникающие при этом сложности: «Главное препятствие — недостаточный объем внутреннего рынка, который гарантировал бы окупаемость вложений в высокотехнологичные производства. Остальные проблемы также хорошо известны — это недостаток свободных современных оборудованных производственных площадок, разница в бизнес-культуре, проблемы с привлечением финансирования, а также бюрократические проволочки».
«Норвежские судостроители и поставщики оборудования являются одними из мировых лидеров при проектировании и строительстве рыболовных судов, и отечественным верфям крайне важно учитывать их опыт и компетенции в процессе обновления отечественного рыболовного флота», — отметил руководитель маркетинговой службы «Выборгский судостроительного завода» (ВСЗ) Никита Ворошилов в комментарии РБК Петербург.
Н.Ворошилов считает перспективной совместную постройку части судов по следующей схеме: «В РФ строится насыщенный и окрашенный корпус с установленным общесудовым оборудованием, а установка и наладка специального рыбопромыслового и рыбоперерабатывающего оборудования производится на верфи-субподрядчике в Норвегии с постепенным переносом этих компетенций на отечественные верфи. Такая практика имела место в середине 2000-х годов, когда ВСЗ построил 11 судов в кооперации с норвежскими верфями». «ВСЗ уже ведет конкретную работу по импортозамещению, в том числе по производству продукции доизоляционного насыщения», — подчеркнул Ворошилов.
РБК Петербург ожидает комментариев от Невского завода, завода «Пелла», а также от Объединенной судостроительной корпорации.