Импорт и аналоги: какие лекарства наполняют российские аптеки?
Производительность российской фармы по итогу года выросла на 15%. Такую оценку дал в разговоре с РБК Петербург генеральный директор маркетинговой компании DSM Group Сергей Шуляк. При этом доля локализованных препаратов в аптечных продажах практически не изменилась: за январь—сентябрь 2022, по данным DSM Group, она составила 64,9% (в упаковках); за аналогичный период 2021 года — 65,1%. За счёт чего росла петербургская фарма и о чём говорят показатели импортозамещения — в материале РБК Петербург.
Какой рост
О росте производства или продаж в 2022 году сообщили почти все опрошенные РБК Петербург фармкомпании. «Фармасинтез-Норд» за 11 месяцев 2022 года произвел на 1,5 млн упаковок больше, чем за аналогичный период 2021 года. В пресс-службе компании это связали с расширением номенклатуры выпускаемой продукции. «Увеличение объема производства плановое, неуклонный рост онкозаболеваний в мире и в РФ, улучшение выявляемости онкозаболеваний вызывает рост потребности в противоопухолевых лекарственных препаратах», — сообщили в компании.
«ГЕРОФАРМ» за 11 месяцев 2022 года увеличил в 1,5 раза свою долю на рынке инсулинов в сегментах присутствия — с 43% до 61% в сегменте аналогов и с 20% до 32% на рынке генно-инженерных инсулинов человека. Общий объем производства готовых лекарственных форм инсулинов «ГЕРОФАРМ» вырос за три квартала 2022 года на 55% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Такие результаты стали возможны благодаря нивелированию рисков непоставок за счет оперативной смены поставщиков и перестройки логистических цепочек с одной стороны, а с другой — важную роль играет повышение доверия к российским препаратам», — сообщили в пресс-службе компании.
Генеральный директор фармацевтической компании «ВЕРТЕКС» Георгий Побелянский рассказал о приросте объема продаж по итогам 2022 года в 11% в упаковках и порядка 25% — в денежном выражении в сравнении с 2021 годом. Об увеличении производства с января по ноябрь 2022 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года РБК Петербург сообщили и в BIOCAD.
Что нового производили
Помимо увеличения объёмов выпуска ранее зарегистрированных препаратов, фармкомпании в 2022 году выпускали новые продукты. Как рассказывают в пресс-службе «ГЕРОФАРМa», в июне на производственной площадке компании в Петербурге начат выпуск препарата Молнупиравир-ГЕРОФАРМ. Это противовирусный препарат, который используется для лечения COVID-19. «За полгода сотрудники компании проработали молекулу, разработали и перенесли лекарственную форму на производственную площадку, провели первую фазу клинических исследований, запустили реализацию третьей фазы и выполнили ряд других важных задач, чтобы получить регистрационное удостоверение», — поделились в «ГЕРОФАРМе».
BIOCAD в начале декабря зарегистрировал препарат пембролизумаб. Он используется для терапии более чем десяти онкологических заболеваний, включая меланому, рак легкого, почки, эндометрия, шейки матки, а также рак головы и шеи. Как рассказывают в пресс-службе компании, клинические исследования доказали эквивалентность пембролизумаба производства Biocad и оригинального пембролизумаба производства американской компании Merck & Co.Inc. «Выпуск на российский рынок отечественного биоаналога, разработанного нашей компанией, может обеспечить терапией на 25% больше пациентов без увеличения нагрузки на бюджет здравоохранения», — сказали в BIOCAD.
Георгий Побелянский сообщил РБК Петербург, что за прошедший год портфель фармкомпании «ВЕРТЕКС» пополнили около 15 новых препаратов, с учетом разных фасовок и дозировок это около 30 позиций лекарств. «Среди новинок — шестой по счёту оригинальный комбинированный препарат компании, который не имеет аналогов, — это безрецептурный лекарственный лак для лечения грибковых поражений ногтей. Также в портфель вошли брендированные лекарства и дженерики под международными непатентованными наименованиями для применения в дерматологии, кардиологии, неврологии, гастроэнтерологии и др., несколько позиций препарата из перечня жизненно необходимых и важнейших с действующим веществом транексамовая кислота для профилактики и лечения кровотечений», — говорит глава компании. Он также отметил выпуск в этом году на рынок рецептурного препарата компании с действующим веществом триметазидин (кардиологический препарат), дженерика оригинального французского препарата.
Генеральный директор НТФФ «ПОЛИСАН» Дмитрий Борисов ранее рассказывал, что у компании основная деятельность по импортозамещению связана с производством субстанций. Что касается готовых лекарств, то в этом году «ПОЛИСАН» вывел на рынок новый антигистаминный препарат, ранее все его аналоги были импортными.
Планы на будущее
В перспективе петербургские фармкомпании готовят к выпуску десятки новых препаратов. Например, в пресс-службе BIOCAD РБК Петербург сообщили, что компания ведёт 37 клинических исследований, находящихся на разных фазах. «В 2022 году мы получили более десяти разрешений Минздрава России на проведение клинических исследований. В настоящее время BIOCAD проводит клинические исследования лекарственных препаратов для терапии социально значимых заболеваний, среди которых меланома, немелкоклеточный рак легкого, нейробластома, рак шейки матки, аксиальный спондилоартрит, рассеянный склероз и другие», — рассказали в компании.
В разработке «ГЕРОФАРМа» на данный момент находятся более двадцати проектов, ряд из которых призван заместить иностранные препараты. Среди них препараты в области эндокринологии, в частности, компания ведёт разработку четырёх инсулиновых препаратов. В «ФармсинтезНорд» одним из перспективных препаратов компании назвали инновационный препарат от лейкоза PF-114, который проходит третью фазу клинических исследований. «ВЕРТЕКС» разрабатывает несколько оригинальных комбинированных препаратов, часть лекарств перешла на стадии клинических исследований и регистрации. Как уточнил Георгий Побелянский, значительная часть препаратов в разработке — это дженерики оригинальных иностранных лекарств.
Импортзамещение идет медленно
Если доля российских препаратов за три квартала 2022 года в аптечных продажах практически не изменилась, то в структуре госзакупок она немного выросла. По данным DSM Group, доля локализованных препаратов в госсегменте в январе-сентябре 2022 года составила 83,6% (в упаковках). За аналогичный период 2021 года — 82,2%. При этом доля российских препаратов в рублях осталось на том же уровне — 46,8%.
Как поясняет Сергей Шуляк, для того чтобы рыночная доля российских фармкомпаний увеличивалась более заметно, им нужно расти значительно быстрее, чем сам рынок. «Может казаться, что рост на 1% ничего не значит. Но это тоже довольно важный показатель. Он означает, что в условиях продолжающихся поставок из-за границы, российской фарме удаётся опережать рост рынка в целом. Учитывая, что рынок по итогу года, по предварительным оценкам, вырос на 11-13%, российская фарма выросла где-то на 15%», — сказал Шуляк. По его мнению, нарастить темпы ещё больше отечественным фармкомпаниям в текущих условиях невозможно: они столкнулись с трудностями в поставках импортных субстанций и оборудования. Еще одна сложность состоит в том, что российский потребитель по-прежнему привержен иностранным препаратам.
При этом, отмечает Сергей Шуляк, доля препаратов, произведенных на территории России, увеличивается уже много лет. Этому способствовала локализация производств иностранными компаниями, строительство новых заводов в стране российскими компаниями и другими инвесторами.
Таким образом, рост производства в 2022 году — следствие долгосрочной стратегии фармотрасли. «Важно понимать, что фарма — наукоёмкая отрасль, и не нужно связывать её рост с вызовами конкретно этого года. Потому что синтез инновационных препаратов требует времени и ресурсов. Фармпромышленность глубоко интегрирована и зависима от химии, которая используется для изготовления субстанций. К сожалению, для того, чтобы полноценно производить все лекарства, России не хватает субстанций и химических компонентов», — отмечает эксперт.
Повтор публикации от 13.01.2023