Но в правительстве почему-то не упомянули, что, согласно подписанному протоколу, разница между оптовыми и розничными ценами должна быть 4%. Ситуация на рынке складывается таким образом, что сейчас независимые компании работают по следующей условной схеме: на бирже покупают топливо по 10 руб., продают по 12 руб., то есть с маржинальностью в 2 руб. Причем затраты АЗС составляют 4-6 руб., а значит они не покрываются разницей в ценах. Правительство же предлагает установить еще более жесткие правила — цену продажи не 12 руб., а 10 руб. 40 коп., то есть маржинальность в 4%. Из нее 1% съедает доставка топлива до АЗС, еще 1,5-2% — банковский эквайринг. Мы только довезли товар и заплатили банкам за эквайринг, а уже осталось лишь 1% на все. А у нас банковские кредиты, зарплаты, содержание заправки. То есть ограничением в 4% независимые игроки еще больше «загоняются» в убытки. А если цена не будет снижена, то ФАС и ФНС начнут проверки.
Сейчас некоторые АЗС в регионах пишут письма-обращения Козаку о том, что они не смогут заплатить имущественный залог — просто не с чего. В этом году в течение девяти месяцев розница несла убытки. У нефтяных компаний есть экспорт, есть оптовый рынок, где они зарабатывают, а у независимых игроков ничего нет.
В Петербурге, как и в России в целом, число независимых заправок составляет более 50%. Среди них — ПТК, Neste, Shell. У этих компаний нет добычи в России, они покупают нефтепродукты либо на оптовом рынке, либо на бирже. Мы, например, 100% топлива покупаем на бирже, торги на которой открыты, и продаем через свои АЗС, где цены может увидеть каждый автомобилист. Иностранным компаниям вообще не понятно, как работать на рынке, на котором зафиксированы оптовые и розничные цены. Как вкладываться в экономику, где регулировка осуществляется вручную?
Раньше мы не исключали того, что причиной сложившейся ситуации стала попытка оставить на рынке только ВИНК, вытеснив независимых операторов. Но пришли к выводу, что это бессмысленно, так как розница убыточна у всех. Во-первых, самый благоприятный путь для нефтяных компаний — экспортировать нефть. Добыли, по трубе перекачали — все. Им не нужна розница, как и переработка нефти, в нынешних условиях. Но какая будет экспортная альтернатива, не знает никто. Если баррель нефти будет стоить 30 руб., то розница будет крайне востребованной. А вот если 120 руб., то розница будет не нужна никому.
Во-вторых, ВИНКи уже сформировались в крупных городах, где есть оборот. Они уже никого не покупают или покупают штучно. Зачем им, к примеру, независимая АЗС в какой-то деревне, где реализация 2-3 куба в сутки, и куда доставка топлива будет стоить дороже, чем размер полученной прибыли?».
Павел Баженов, президент «Независимого топливного союза»:
«На топливном рынке России вот уже почти год разворачивается настоящая катастрофа, которая поставила владельцев более 60% всех АЗС России на грань разорения. Для многих из нас наш бизнес — это дело всей жизни.
К настоящему времени на стелах АЗС независимых операторов вынужденно стоят самые высокие розничные цены, что не укладывается в привычную логику топливной розницы. Банки отказывают нам в кредитах. Мы дискредитированы надзорными органами и популистскими заявлениями в СМИ в глазах населения. Топливо отпускается в опте в ограниченных количествах. Правительство открыто призвало фискальные и надзорные ведомства к проверкам нашей деятельности, отводя внимание от борьбы с причинами на борьбу со следствиями кризиса в российском нефтегазе.
Мотивы банальны: прикрывая нежелание проводить выгодную всем комплексную реформу в отрасли и непрофессионализм, регуляторы уходят от личной ответственности за провал собственной экономической политики в топливном секторе, перекладывая ее на плечи независимых АЗС.
У нас нет никакой иной возможности достучаться до власти и донести наши проблемы, кроме как обратиться к президенту с открытым письмом.
Биржевые и оптовые цены внутреннего рынка менее, чем за два месяца выросли более чем на 20%. В условиях заморозки розничных цен это привело к колоссальным убыткам независимой розницы. Вместе с тем, регуляторы не видят в этом проблемы, они продолжают мастерить очередные хлипкие костыли для еле дышащего рынка.
В условиях так и не увеличившихся до индикативных значений объемов поставок на биржу, привычный оптовый механизм дал сбой. Неконтролируемый рост оптовых цен в условиях заморозки розничных привел к минусовой маржинальности всех АЗС страны, включая и АЗС вертикально-интегрированных нефтяных компаний. В таком положении сектор топливной розницы работает уже 8 из 10 месяцев этого года.
Несмотря на это, правительство принимает еще более жесткое решение — зафиксировать маржу между мелкооптовыми и розничными ценами на уровне не более 4%. В противном случае, если разница будет выше — есть прямое указание на проверку независимой розницы ФНС, ФАС и другими надзорными органами. Ни один бизнес не сможет выжить при маржинальном покрытии в 4%. Этого хватит только на то, чтобы доставить топливо до АЗС и оплатить банкам эквайринг. И если ВИНКи еще могут компенсировать убытки розницы за счет экспорта и оптовых продаж, то независимым АЗС остается только «замотать шланги» и покинуть рынок.
По сути, независимые операторы находятся в ситуации выбора между плохим и очень плохим решением: либо опустить розничные цены до уровня +4% от мелкого опта, неизбежно получив минусовую операционную маржинальность, либо поднять цены в соответствии с экономическими реалиями и спровоцировать и отток клиентов, и проверки со стороны надзорных органов. В итоге, вне зависимости от выбранных вариантов следует ожидать дальнейшее сжатие независимого сектора. В рамках принятых решений независимый сектор оказывается между молотом оттока клиентов и проверок надзорными органами и наковальней отрицательных значений маржинальности. Таким образом, финал для независимого сектора в любом из перечисленных вариантов предрешен — разорение и потеря бизнеса.
Как последний гвоздь в крышку гроба независимой топливной розницы звучит бескомпромиссная позиция правительства РФ по вопросу увеличения акцизов на топливо с 1 января 2019 года, что неизбежно приведет к еще более мощному скачку внутренних цен, а в условиях директивного управления похоронит навсегда даже остатки подобия рынка и вызовет волну социального негатива.
В условиях необузданного директивного беспредела со стороны правительства, «Независимый топливный союз» принял решение создать комитет по чрезвычайной ситуации в отрасли. Подчеркнем, что в случае, если не обратить пристального внимания на сложившуюся ситуацию и не инициировать разработку и проведение комплексной реформы российского топливного рынка, мы прогнозируем возможность всероссийской забастовки независимых АЗС.
Мы за адекватные цены на топливо, которые устроят и автовладельцев, и бизнес. Еще в июне мы разработали предложения по комплексному реформированию российского топливного рынка и неоднократно направляли их в профильные инстанции. Однако складывается впечатление, что нас не только не слышат, но и уже давно списали со счетов, предоставив только один выход — добровольно покинуть рынок» (источник: открытое письмо Павла Баженова в адрес президента РФ).
Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции.