Петербург отложил выход из кризиса
Наметившийся к началу лета рост петербургской промышленности к осени сменился стагнацией. Доля компаний, наращивающих прибыль, сократилась с мая по октябрь в два с половиной раза. Выход из кризиса откладывается, говорят экономисты.
Рост прекратился
Доля предприятий Петербурга, у которых за период с мая этого года выручка быстро росла или, наоборот, резко снижалась, заметно увеличилась – в четыре раза (с 2% до 8%) для вторых и в полтора раза (с 5% до 8%) для первых. Таких предприятий стало больше, чем тех, у кого ничего не меняется (16% против 13%), при том, что в мае ситуация была обратной. Это увеличение произошло за счет медленно растущих или снижающих свою выручку петербургских компаний. Их общая доля (71%) остается преобладающей, так что кардинальных изменений в промышленности Петербурга пока не наблюдается.
Эти данные приводит профессор кафедры экономики и управления предприятием СПбГЭУ Елена Ткаченко. Ее кафедра регулярно проводит опрос около 200 петербургских компаний в ключевых отраслях, главным образом, в промышленности, и два последних опроса выявили разнонаправленную динамику.
«В майском опросе появились определенные признаки того, что многие компании достигли дна и нашли какую-то точку равновесия, - комментировала Е.Ткаченко тогдашние результаты. - Существенно снизилась доля компаний, которые заявляли о серьезных финансовых проблемах; доля тех, кто продолжал сокращаться (объемы производства, персонал); доля тех, кто имел большие просрочки с выплатой зарплат. Около 55% опрошенных компаний заявили о начале роста продаж. Увеличилось число компаний, которые рапортуют о выходе на новые рынки, о существенном росте экспорта, около 45% компаний отмечали даже некоторый прирост прибыли, 39% компаний показали улучшение показателей финансовой устойчивости».
К октябрю ситуация изменилась. Умеренный рост у большинства компаний (58%) сменился умеренным снижением (у 43% компаний), правда, у части наступила стабилизация выручки, так что доля таких компаний выросла с 9% в мае до 13% в октябре. Похожую динамику продемонстрировал и такой важнейший показатель финансовой эффективности предприятий как прибыль до налогообложения (дает основной вклад в EBITDA). Он еще отчетливее показал, что выход экономики из кризиса откладывается, по крайней мере, в Петербурге.
Умеренный рост прибыли (до налогообложения), который в мае показывали 62% компаний, к октябрю сохранился лишь у 23%, а общая доля компаний, наращивающих прибыль (с учетом 2% быстрорастущих), сократилась в 2,5 раза.
Впрочем, и здесь, как и с выручкой, налицо некоторые признаки стабилизации – у значительной части компаний норма прибыли за прошедший период стабилизировалась, так что доля таких компаний выросла по сравнению с маем в два раза – с 15% до 30%.
Паника улеглась
В то же время компании несколько успокоились относительно нехватки финансирования. Если в мае более 70% опрошенных заявляли о дефиците ликвидности, а 85% считали снижение доступности финансовых ресурсов, в том числе кредитов, значимым фактором или даже определяющим (26%), то сейчас о дефиците средств говорят уже только 47%, а значимым или определяющим его считают лишь 51% опрошенных компаний. О том, что майские высказывания промышленников были в значительной степени обусловлены эмоциями и не вполне соответствовали реальному положению их предприятий, говорит сравнение их мнений о дефиците средств и важности этого фактора с данными Е.Ткаченко о динамике финансовой устойчивости компаний. У более чем двух третей компаний (69%) она не изменилась, а снизилась лишь у 26%. Это означает, что майские опасения предстоящего значительного ухудшения положения (выражающегося в том числе в снижении финансовой устойчивости) из-за нехватки средств в большинстве случаев не оправдались.
Впрочем, паническим настроениям не соответствовало положение компаний даже в мае – у большинства (70%) финансовая устойчивость тогда оставалась неизменной (52%) или даже выросшей (18%) по сравнению с предыдущим периодом. Практически не изменилась и кадровая политика – доли компаний, сокративших персонал, увеличивших штаты или не менявших численность в мае и октябре примерно одинаковы. Причем, более 60% компаний сейчас и тогда к сокращениям или увольнениям вообще не прибегали.
В полтора раза, с 33% до 48%, выросла доля компаний, утверждающих, что производят импортозамещающую продукцию. А доля тех, кто планирует этим заняться, увеличилась вдвое – с 8% до 16%. Рост импортозамещения по всей видимости был вполне реальным и этим, вероятно, можно объяснить существенное ослабление влияния западных санкций на деятельность компаний. В мае о заметном (значимом или определяющем) влиянии санкций говорили в общей сложности 41% опрошенных промышленников, но уже в октябре их доля сократилась в полтора раза – до 25%. При этом доля тех, на кого санкции вообще не влияют, выросла более чем вдвое – с 14% до 31%. Именно у этих предприятий, главным образом, машиностроительных, как показывает исследование, больше, чем у других, растут выручка и прибыль.
Стабильность на дне
Исследование кафедры экономики и управления предприятием СПбГЭУ показывает, что основная масса петербургских компаний стабилизировалась «на дне» или вблизи него, то есть, стагнирует.
Отчетливые негативные тенденции (дефицит ликвидности, снижение выручки, прибыли и финансовой устойчивости, сокращение персонала), по словам Е.Ткаченко, проявляются разве что у банков и тех промышленных предприятий, которые по разным причинам не воспользовались импортозамещением, при том, что их продукция предназначена для российского рынка. Прежде всего это производство одежды, сильно зависящее от импортных тканей и фурнитуры. По тем же причинам тяжело приходится обувной промышленности. Худшее положение, вероятно, в петербургском автомобилестроении, у которого, помимо проблем с импортом комплектующих, ситуацию усугубляет сильное падение спроса. Впрочем, положение лучше у тех компаний (Hyundai и Nissan), которые в свое время всерьез занялись локализацией и сейчас развивают экспорт. А лучше всех себя чувствуют наукоемкие отрасли, особенно IT. Этот вывод подтверждается и собственным исследованием РБК-Петербург.
Данные исследования, по-видимому, свидетельствует о большом запасе прочности у петербургской промышленности. В то же время эта прочность позволяет промышленности лишь удержаться на плаву в период кризиса, избежать массовых банкротств. Что же касается выхода из кризиса, то тут, как считает Е.Ткаченко, нужны совсем другие обстоятельства. По ее мнению, о подъеме можно будет говорить только тогда, когда явные позитивные признаки, во-первых, появятся (они были в мае, но сейчас их уже нет), а во-вторых, превратятся в устойчивую тенденцию. И только примерно через полгода, в лучшем случае, после этого может начаться реальный рост. «О достижении дна кризиса можно будет говорить только тогда, когда перестанут ухудшаться прогнозы по ВВП. Это очень точный критерий, потому что методики прогнозирования основываются на сегодняшних показателях», - отмечает эксперт.
Пока показатели петербургской экономики большего всего ухудшает продолжающее падать строительство, которое тянет за собой многие смежные отрасли (производство стройматериалов, землеустроительные и проектные компании и др.).