Петербургские магазины ползут от окраин к центру
Петербургские магазины ползут от окраин к центру. Такой вывод можно сделать из исследования экспертов Jones Lang LaSalle, которые подвели итоги развития сегмента стрит-ритейла в городе за первое полугодие 2013 года.
Доля продовольственных магазинов в в общей структуре сделок по аренде помещений в формате стрит-ритейла составила 27%. При этом если ранее большинство сделок заключалось на окраине города, то по итогам января-июня спрос переместился на центральные улицы. Среди наиболее заметных событий – открытие продовольственного магазина «Диета-18» на 16-ой линии В.О., 83 (площадь – 2,2 тыс. кв. м), появление нового магазина продуктовой сети «Дикси» общей площадью около 700 кв. м на Невском проспекте, а также запуск магазинов Spar на Литейном проспекте и «Полушки» на Разъезжей улице.
По словам Анны Лапченко, руководителя направления стрит-ритейла аналитической компании, сейчас сетевые продовольственные магазины активно развиваются. «Поэтому, помимо локаций на окраине Санкт-Петербурга, они рассматривают помещения в центральной части города, которые ранее были для них недоступны из-за высоких ставок аренды. Размещение в центре города не только позволяет операторам, работающим в данном сегменте, охватить дополнительную целевую аудиторию, но и позитивно отражается на их имидже», - говорит она.
Стоит отметить, что сегмент кафе и ресторанов продолжает лидировать в общей структуре сделок по аренде помещений в торговых коридорах. По итогам первой половины текущего года его доля составила около 28%. Большая часть сделок с предприятиями общепита была заключена на помещения, расположенные в центральной части города, на таких магистралях, как Невский проспект, улицы Рубинштейна и Гороховая, набережная реки Мойки. Так, на Невском проспекте, 105, открылась кофейня «Шоколадница». Также состоялся запуск итальянского ресторана ITALY Bottega на Большой Морской, 14 и кафе-кондитерской MADO на Невском проспекте, 124.
По данным экспертов, в первом полугодии наиболее ликвидным форматом для аренды оставались помещения площадью 150-500 кв. м. На их долю пришлось около 63% от общего количества сделок. В то же время сетевые рестораны все чаще рассматривают объекты площадью 250-500 кв. м. Продуктовые сети, как правило, ориентируются на помещения площадью 300 - 1 тыс. кв. м. Срок экспозиции объектов, расположенных на основных торговых коридорах, с хорошей локацией относительно станции метро и пешеходных потоков, а также с рыночной ставкой аренды, составляет в среднем около одного месяца. Объекты менее востребованного формата могут экспонироваться сроком до трех месяцев, в зависимости от установленных собственником условий.
Невский проспект и прилегающие к нему магистрали по-прежнему остаются наиболее активными с точки зрения роста ставок аренды помещений стрит-ритейла. Увеличение ставок по итогам полугодия на Невском проспекте составило около 20% (в среднем с 2,7 тыс. до 3,25 тыс. долл. за кв. м в год без учета НДС и операционных расходов), на прилегающих торговых коридорах - 15-20% (до 2,6 тыс. долл. за кв. м в год). Среди второстепенных торговых коридоров наибольший рост ставок аренды наблюдался на Каменноостровском проспекте: за первые шесть месяцев их верхняя граница увеличилась на 30-35% до 1,3 тыс. долл. за кв. м в год.
Эксперты говорят, что основными причинами роста ставок в центральной части города являются сезонное увеличение туристического потока, влияющее на рынок в целом, а также повышение престижности зоны Большой Конюшенной улицы вследствие открытия универмага ДЛТ и возвращения ему прежнего статуса. «Что касается Каменноостровского проспекта, то здесь катализатором роста ставок аренды стало увеличение пешеходного потока от станции метро «Горьковская» к станции «Петроградская» после закрытия последней», - говорит Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований аналитической компании.