Прогулки по рекам и каналам Петербурга теряют рентабельность
Владельцы пассажирских судов могут лишиться более половины заработка из-за ужесточения «антиковидных» мер, введенных в Санкт-Петербурге в разгар туристического сезона, когда на поездки по рекам и каналам максимальный спрос. Ограничения сорвут все арендные рейсы и мероприятия — свадьбы, корпоративы и праздники, говорят участники рынка, добавляя: «Мы задумываемся об отмене рейсов...».
«Почему мы, а не метро?»
Во вторник, 13 июля, в Санкт-Петербурге вступили в силу новые «антиковидные» ограничения для водного транспорта: наполняемость судов, осуществляющих пассажирские перевозки, не должна превышать 50% от количества пассажирских мест. Кроме того, на них не должны проводиться зрелищно-развлекательные мероприятия.
Опрошенные РБК Петербург участники рынка недоумевают, почему эти ограничения коснулись водного транспорта, но вообще не затронули наземные пассажирские перевозки: метрополитен, автобусы и маршрутки, которые ежедневно перевозят значительно больше жителей города.
«Подобные ограничения именно на теплоходах излишни, ведь наши пассажиры в основном находятся на открытых палубах, речь идет о туристических направлениях — люди любуются красотами Санкт-Петербурга, плывя на наших кораблях на открытом воздухе», — подчеркивает генеральный директор компании «Астра Марин» Андрей Кузнецов.
«Снижение пассажировместимости на 50% просто разом сорвет все арендные рейсы и мероприятия — свадьбы, корпоративы, праздники, где изначально группы организованные. Люди соберутся если не на теплоходе, то в любом другом месте», — считает заместитель генерального директора ООО «Невский Фарватер» Василий Бутин. По его мнению, если уж пытаться ограничивать, то, это стоит делать для регулярных билетных рейсов, но никак не для мероприятий.
«Масштаб трагедии»
«Чтобы вы примерно понимали масштаб трагедии — теплоход на 100 человек сможет принять максимум 50. При этом у него пройдены все необходимые требования по лицензии и безопасности, укомплектованы спасательные жилеты, круги, получены разрешающие акты именно на 100 человек. А компания в 50 человек в редком случае будет арендовать теплоход размером в два раза больше», — прогнозирует Василий Бутин. По его словам, судовладельцы фактически только в июне вышли на прибыль. «А тут снова придется поджать хвост. И если откинуть амортизационные расходы, аренду причалов, зарплаты сотрудников, мы потеряем больше половины заработка», —резюмирует Бутин.
Ситуация с введением «антиковидных» мер уже сказывается на выручке компаний, говорят представители бизнеса. «Сейчас, после выхода этих постановлений, мы задумываемся об отмене рейсов наших метеоров в Кронштадт, при 50% заполняемости пассажирских судов это направление, так популярное среди жителей Петербурга, становится малорентабельным», — говорит гендиректор компании «Астра Марин».
«Спасибо, что не закрыли»
Президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга Владимир Родионов, в свою очередь, признает, что введенные ограничения все-таки лучше, чем полный локдаун, с которым отрасль столкнулась в прошлом году. «Любые ограничения, включая временные закрытия водных путей для движения судов в период проведения спортивных, культурно-массовых и праздничных мероприятий, ограничение заполняемости, ограничения, связанные с погодными явлениями и т.п. отрицательно сказывается на выручке компаний. По сути, это недополученные доходы, которые чиновники, почему-то относят к коммерческим рискам», — отметил он. Несмотря на ограничения, в этом году отрасль может перевезти не меньше пассажиров, чем в 2020 году, отмечает Владимир Родионов. Впрочем он обращает внимание на непредсказуемый характер развития событий с распространением новой коронавирусной инфекции.
Стоит отметить, что в прошлом году пассажиропоток на всех водных путях Петербурга был худшим за последние 12 лет. По данным Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт–Петербурга, за 141 день навигации (что на 75 дней меньше навигации 2019 года) в общей сложности было перевезено 1,1 млн человек, это 41% от уровня 2019 года. Скоростными судами воспользовались 312 тыс. пассажиров (36% от показателей 2019 года), экскурсионно–прогулочными маршрутами по рекам и каналам — 822 тыс. (44% от уровня 2019 года).
Какие еще ограничения действуют в Петербурге с 13 июля:
- Запрещены массовые мероприятия с участием более 75 человек.
- Максимальная заполняемость театров и концертных залов ограничена 75%, в кинозалах и цирках — 50%.
- Все спортивные мероприятия должны проводиться без присутствия зрителей на трибунах; спортсмены, тренеры, судьи и персонал должны иметь либо отрицательный ПЦР-тест, сделанный не более чем за три дня до дня проведения соревнований, либо сертификат о вакцинации.