«Накануне часа Х»: Петербургу грозит мусорная катастрофа
Предложение губернатора Ленобласти Александра Дрозденко создать единого регионального оператора Петербурга и Ленобласти по обращению с отходами само по себе не решит проблему мусорной реформы в регионе, считают эксперты. Необходима политическая воля Смольного прежде всего, для создания нормативной базы реформы в Петербурге, в отсутствии которой не может работать никакой регоператор — ни петербургский, ни единый.
Понуждение к интеграции
Очередной всплеск разговоров о социально-экономической интеграции Санкт-Петербурга и Ленинградской области как всегда обусловлен горячей проблемой. Раньше такими проблемами была необходимость договориться о финансировании субсидий на оплату проезда петербуржцев в пригородных электричках, о выделении средств ОМС на лечение петербуржцев, временно проживающих на территории Ленобласти и др. Сейчас самой горячей проблемой, побуждающей регионы у сотрудничеству, стала «мусорная» — обращение с отходами. Корень зла в том, что закон прямо запрещает Санкт-Петербургу захоранивать отходы на своей территории, поэтому городские власти вынуждены договариваться об этом с другими регионами, по традиции и по здравому смыслу — с Ленобластью.
Проблемы с размещением городских отходов на областных полигонах начались довольно давно — их фактическая емкость с каждым годом сокращалась, обостряя проблему наступления «часа Х», когда без нарушения законодательства захоранивать отходы на территории Ленобласти станет невозможно. Начатая федеральными властями «мусорная реформа» еще больше затруднила переговорный процесс между регионами. Вместо сближения позиций в деле обращения с отходами, Петербург и Ленобласть стали еще больше расходиться.
Мусорная разруха
В Ленобласти назначенная региональным оператором «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» (УКОО ЛО) со своими отходами более или менее справляется, хотя и не без проблем (незаконные свалки в лесах, плохо налаженный вывоз отходов в мелких, отдаленных деревнях, неплатежи населения, протесты граждан против расширения полигонов и др.).
В Петербурге ситуация намного хуже. В южной половине города регоператора вообще нет, а определенное для северной части госпредприятие «МПБО-2», несмотря на поддержку городских властей, малодееспособно, по мнению опрошенных РБК Петербург экспертов. Судя по всему, оно, не вступив еще в права регоператора (из-за федеральной отсрочки), не справляется даже с нынешним объемом работ.
Одним из свидетельств этого можно считать, например, возбужденное Следственным комитетом уголовное дело по статье «хранение и иное обращение отходов с нарушением установленных правил, создавшие угрозу причинения существенного вреда окружающей среде», в рамках которого в июне прошли обыски на обеих площадках компании в Янино и на Волхонском шоссе. МПБО-2 пытается вывезти с площадки в Янино-1 более 40 тыс. т отходов, которые предприятие, возможно, не способно переработать. Отметим, что весь Петербург образует порядка 1,8 млн тонн отходов ежегодно.
Между тем «час Х» стремительно приближается — по данным Росприроднадзора по СЗФО на середину 2020 года, емкости полигонов в Ленобласти для петербургского мусора хватит лишь на два года. А, по мнению Андрея Яновича, директора по развитию транспортной компании ООО «ПКФ «Петро-Васт», одного из крупнейших перевозчиков отходов в нашем регионе, эта цифра возможно даже завышена. Попытки петербургских властей договориться с областными властями об увеличении мощности полигонов в Ленобласти значимого эффекта не дали.
Предложение объединиться
Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко, видимо, полагая, как и независимые эксперты, что главная проблема Петербурга — организационная, предложил создать единого, для города и области, регоператора. В качестве обоснования в письме к президенту Владимиру Путину он отметил, что «сложно разграничить» потоки отходов, поступающие в Ленобласть из города и области, при том, что доля городских отходов составляет более 2/3. Поэтому «в целях предотвращения неконтролируемого перемещения отходов из Санкт-Петербурга в Ленинградскую область … представляется целесообразным создать новую структуру — единого межрегионального оператора по обращению с отходами как Санкт-Петербурга, так и Ленинградской области».
По мысли Александра Дрозденко, это «позволит объединить все потоки городских и областных отходов и реализовать единую стратегию развития объектов обработки, утилизации и размещения отходов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, удовлетворяющую жителей двух субъектов Российской Федерации».
За и против
Об официальном ответе губернатора Петербурга Александра Беглова на это предложение пока ничего неизвестно. На соответствующий запрос РБК Петербург Смольный сообщил, что «ответ находится в работе». По информации 47news, аппарат петербургского губернатора подготовил проект ответа, содержащий аргументы, препятствующие созданию единого оператора. В частности — юридические. В проекте говорится, что для этого потребуется менять нормативные акты, региональное законодательство, постановления правительства и федеральные законы.
Кроме того, в проекте ответа приводятся аргументы, призванные, судя по всему, свидетельствовать о неготовности Ленобласти в перспективе принимать отходы города ни на переработку, ни на захоронение: «Запланированная терсхемой Ленобласти реконструкция действующих полигонов с целью увеличения их мощности в расчётные сроки не произведена. Строительство новых объектов по переработке, утилизации и размещению ТКО, запланированное на 2020-2021 годы, не начато» (цитата по 47news). Более того, предложенные Петербургом «проекты комплексов по переработке отходов … не учтены в областной терсхеме и не планируются правительством Ленинградской области к реализации». Судя по информации 47news, Беглов согласен взаимодействовать с Ленобластью, но после решения указанных проблем и «без создания единого оператора».
Чего хочет Смольный?
На самом деле, говорит руководитель направления по взаимодействию с госорганами ассоциации «Раздельный сбор» Анна Гаркуша, в Ленобласти запланированы два крупных экотехнопарка, способных перерабатывать все петербургские отходы. Она не исключает того, что дело не в неспособности области принимать отходы города, а в нежелании города их туда отправлять.
«Я считаю, что с экономической точки зрения существуют определенные опасения у некоторых заинтересованных лиц, да и у правительства Петербурга, потому что субсидирование тарифов на обращение с твердыми коммунальными отходами в любом случае будет происходить из городского бюджета», — говорит генеральный директор СРО НП ПЖК «МежРегионРазвитие», эксперт постоянной комиссии ЗакСа СПб по городскому хозяйству Владислав Воронков.
Эксперты полагают, что Смольный вознамерился максимально снизить зависимость города от области в вопросе захоронения отходов. Для этого решено довести уровень переработки отходов в Петербурге почти до 100%. Именно на это нацелена подготовленная комитетом по благоустройству Петербурга территориальная схема по обращению с отходами — ключевой документ региона в этой сфере.
По словам Анны Гаркуши, «согласно терсхеме, из общего объема отходов будет выниматься вторсырье, отсеиваться грязная органика, которая будет компостироваться с получением техногрунта, а остающиеся «хвосты» предполагается использовать в качестве строительной отсыпки».
В то же время эксперты говорят о чрезвычайно низком техническом качестве терсхемы — она настолько некондиционна, что пришлось вносить в нее массу исправлений — и этот процесс до сих пор не закончен. При всем том в Петербурге до сих пор нет ни одного полноценного перерабатывающего завода, утверждает Владислав Воронков.
Петербург не готов
Эксперты не верят, что до 2022 года, когда федеральная отсрочка начала мусорной реформы в Петербурге закончится (тогда же иссякнут возможности областных полигонов), Смольный успеет подготовить все необходимое для реализации этой терсхемы. «Более того, кто бы ни был определен городским регоператором, терсхему придется составлять заново, потому что даже в МПБО-2 прекрасно понимают, что нынешняя терсхема нереализуема».
Помимо неготовности перерабатывающих мощностей и предусмотренную нынешним вариантом терсхемы нереально большую нагрузку на транспортные пути перевозки отходов, эксперты указывают на то, что основным продуктом переработки предполагается топливо РДФ для мусоросжигательных заводов, против строительства которых стеной стоят не только экологи, но и жители территорий (как, впрочем, практически во всех российских регионах).
Общественность активно выступает также против расширения мощности действующих полигонов в Ленобласти и строительства новых. В преддверие выборов в сентябре Александр Дрозденко не может игнорировать протесты избирателей, и Смольный давно мог бы предложить другие территории, однако этого не делает, отмечают эксперты.
Реформа не оформлена
Помимо терсхемы, в городе нет второго важнейшего документа — концепции обращения с отходами. Ее тоже придется составлять. Помимо прочего это нужно для того, чтобы Федеральный экологический оператор смог инвестировать в строительство перерабатывающих заводов, чего он не может пока делать в отсутствие основополагающих документов петербургской мусорной реформы и регионального оператора, отмечает Владислав Воронков.
Ввиду указанных обстоятельств эксперты считают, что даже единый оператор Петербург не спасет. Анна Гаркуша указывает на норму закона, согласно которой регоператор действует «на территории субъекта Российской Федерации … в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами». Единая, для двух регионов, терсхема законом не предусмотрена, поэтому не может быть и единого регоператора. Но в принципе возможно, что одна и та же компания выиграет конкурсы на регоператора в обоих регионах. Она должна будет исполнять обе региональные терсхемы. Но это возможно не просто при отсутствии противоречий между ними, но и при обязательной их согласованности. Впрочем, это необходимо и при наличии в городе и области двух разных компаний-регоператоров. Для этого регионы должны вместе поработать. А вот с этим у Петербурга и Ленобласти большие проблемы, отмечают собеседники РБК Петербург.
И потому эксперты настроены весьма скептично. «При отсутствии в Петербурге нормальной концепции и терсхемы даже самая мощная компания ничего не сможет сделать, — считает Анна Гаркуша. — Например, был неплохой проект экотехнопарка «Квантум». На него был потрачен миллиард рублей, но технопарк так по-настоящему и не заработал». Владислав Воронков напоминает также о замороженном проекте экотехнопарка в Колпино, инициированном компанией «ГСР Энерго».
Создать можно
Эксперты не видят неразрешимых проблем ни с юридическим оформлением введения единого оператора, ни с финансово-экономическим возможностями его создания.
Для юридического оформления придется, конечно, вносить поправки в законодательство. Если президент Владимир Путин в принципе не возражает против единого регоператора для Петербурга и Ленобласти, то соответствующие поправки в законы и нормативные акты можно внести достаточно оперативно.
Что касается желающих взять на себя функции единого регоператора, то и с этим проблем нет. Отметим, что практически одновременно с инициативой Александра Дрозденко бизнес предложил собственный проект единого оператора. Как известно, АО «Спецтранс Инвест» и АО «Анэкс Финанс» учредили совместное предприятие «Ресурсосбережение-СПб», которое предлагается в качестве единого оператора. Уставной капитал СП — 5 млн рублей, за учредителями стоят известные и достаточно крупные компании. «Спецтранс Инвест» принадлежит одному из крупнейших региональных игроков рынка — «Автопарку № 1 Спецтранс» Анатолия Язева, владельцу гатчинского полигона «Новый Свет-ЭКО». «Анэкс Финанс», которую СМИ считают близкой к Банку «Санкт-Петербург», владеет 75% «Управляющей компании по обращению с отходами в Ленобласти», являющейся областным регоператором.
Владислав Воронков уверен, что когда условия для полноценной работы в Петербурге созреют, найдутся и другие желающие. Он напоминает, что на петербургский рынок пытались выходить достаточно крупные игроки — структуры «Ростеха», «Газпрома» и т.п.
Впрочем, Андрей Янович настроен скептично: «На сегодняшний день, на мой взгляд, нет ни одного игрока на рынке Петербурга и Ленобласти, который мог бы самостоятельно освоить весь оборот обращения с отходами двух этих регионов — ни в плане транспортирования, ни в плане обработки».
Главная проблема — отсутствие воли
Эксперты считают, что для организации эффективного обращения с отходами в Петербурге больше всего необходима политическая воля Смольного, видимое отсутствие которой все опрошенные эксперты называют главной проблемой.
«Я считаю, что в первую очередь необходимо по конкурсу выбрать нормальную концепцию мусорной реформы, которая определила бы разумные, давно известные специалистам современные принципы обращения с отходами. Потом — на базе концепции составить терсхему и региональную программу и только после этого надо на честном конкурсе выбрать регоператора, который согласится все эти документы исполнять, — считает Анна Гаркуша. — А будет он чисто петербургским или единым с Ленобластью — не так важно».
«Но договариваться город и область должны в обязательном порядке, — выражает общее мнение экспертов Владислав Воронков. — Хотя бы потому, что территория Ленобласти для размещения, переработки и утилизации отходов как один из элементов мусорной реформы в Санкт-Петербурге все-таки будет присутствовать. Потому что на своей территории город полностью разместить и переработать свои отходы в короткие сроки, по крайней мере до 2022 года, не сможет».
Андрей Янович настроен еще более радикально. По его мнению, увеличение мощностей областных полигонов бесперспективно. «Справиться с ситуацией можно только внедряя раздельный сбор отходов и сокращая объемы отходов, вывозимых на полигоны», — уверен он.