Развлечения и подарки вытесняют одежду из торговых центров Петербурга
Магазины одежды, обуви и аксессуаров уступают места в торговых центрах Петербурга развлекательным объектам, сувенирным и книжным магазинам. Такие данные содержатся в отчете аналитиков JLL за II квартал 2015 года.
Согласно отчету, среди ушедших за прошлый квартал арендаторов торговых центров Петербурга больше половины площадей (53%) приходится на ритейлеров одежды, обуви и аксессуаров. Среди арендаторов, пришедших на освободившиеся площади, их доля составляет уже 49%. При этом доля объектов развлекательного формата среди вновь открывшихся составила 17% против 13% закрывшихся. Аналогично открытых магазинов подарков, игрушек, книг в минувшем квартале оказалось чуть больше, чем закрытых (8% вместо 6%).
Структура ушедших и пришедших арендаторов во 2-м квартале 2015 года в ТЦ Санкт-Петербурга
Директор департамента исследований компании Colliers International Вероника Лежнева согласна с тем, что в торговых комплексах Петербурга сегодня активно открываются новые форматы развлечений. Однако, по ее мнению, основная активность с точки зрения появления новых игроков ощущается в сегменте общепита, где происходит как открытие новых сетей, так и расширение существующих.
«Изменение структуры арендаторов является следствием стремления управляющих торговыми центрами заполнить вакантные площади любыми способами, открывая на этих помещениях низкодоходные проекты, например, расширяя развлекательную зону. Помимо этого иногда девелоперы готовы отдавать пространство под различные некоммерческие проекты, например, организовывая выставочное пространство с целью улучшения визуальной наполненности торговых центров. Также в некоторых ТЦ происходит переформатирование этажей – частично пустующие небольшие площадки объединяются в одно крупное помещение, которое занимает якорный арендатор», - прокомментировал происходящую ротацию руководитель отдела исследований компании JLL в Петербурге Владислав Фадеев.
В целом за II квартал в действующих торговых центрах Петербурга закрылось на 30% больше арендаторов, чем появилось новых. В качественных торговых центрах, по данным JLL, вакантность выросла с 6,2% до 6,5%. В общем по рынку ТЦ В.Лежнева оценивает показатель вакансии по итогам I полугодия в 7%.
При этом аналитики отмечают, что процесс оптимизации существующих сетей еще не завершился. Вследствие резкого ослабления рубля во второй половине 2014 года и первом квартале 2015 года затраты ритейлеров, исчисляющиеся в валюте, серьезно выросли, в то время как доходы в среднем сократились. По данным Росстата, оборот розничной торговли Петербурге в первые пять месяцев 2015 года снизился на 8,3%. Поэтому эксперты JLL прогнозируют увеличение доли вакантных площадей в петербургских торговых центрах до 7-7,5% к концу года. В.Лежнева, в свою очередь, полагает, что вакансия будет расти, в первую очередь, в менее качественных объектах.