Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Дневник кризиса: «Что произошло? Такого не было в 2008 и 2014 годах»

Фото: Замир Усманов/Интерпресс
Фото: Замир Усманов/Интерпресс

В период эпидемии РБК Петербург предложил городским бизнесменам вести хроники своих рабочих дней, делясь таким образом опытом сопротивления кризису. В течение последних недель представители разных отраслей экономики рассказывали, какие неотложные практические задачи им приходится решать.

В субботнем выпуске «Дневника кризиса» мы публикуем дайджест самых интересных комментариев уходящей недели.


Олег Дю, директор по развитию ГК «Галактика» (производитель молочных продуктов):

Дневник кризиса: «Что произошло? Такого не было в 2008 и 2014 годах»

«В результате нынешнего кризиса мы можем констатировать достаточно серьезные ухудшения на рынке производства молочных продуктов. Например, наши наиболее доходные продукты (с высоким содержанием жира) сейчас не поставляются в сегмент HoReCa, которая сейчас не работает. Кроме того, приостановлено большое количество госконтрактов со школами и другими госучреждениями из-за того, что они не работают.

Наибольшие опасения вызывают прогнозы некоторых экспертов, которые ожидают снижения покупательского спроса из-за истощения запасов населения. Мы очень надеемся, что этого все же не произойдет.

Можно также прогнозировать, что отрасль переработки молока будет меняться, мелкие игроки будут уходить или переходить на выпуск нишевых, крафтовых продуктов (например, молоко и молочные продукты с коротким сроком хранения, локальные фермерские продукты глубокой переработки — сыр). Будет также происходить консолидация отрасли.

При этом могут измениться принципы инвестирования в разные отрасли экономики. Например, есть ряд инвесторов, которые раньше были готовы инвестировать в фитнес-центры, рестораны, сферу услуг, поскольку у них доходность выше, чем в том же АПК. Сейчас же предприниматели могут пересмотреть свои оценки и вернуть в «шорт-лист» сельское хозяйство. Для инвесторов, помимо сроков окупаемости, добавились ещё вопросы: «А как этот проект работает при карантине? Будет ли востребован продукт или услуга при социальном дистанцировании? Какова эластичность спроса на продукт при общем сокращении расходов?».

Кроме того, в ближайшее время можно ожидать, что люди будут меньше путешествовать и больше денег тратить в России. Вероятно, часть денег будет перераспределена на продукты питания российского производства, в том числе, высокого качества.

Могу добавить, что производство продуктов питания и сельского хозяйства не слишком избалованы сверхприбылями, мы переживали немало потрясений. Так что управленцы в этом бизнесе, вероятно, более стойко встретили удары кризиса, чем предприниматели из других отраслей».

08.06.2020


Пётр Родионов, генеральный директор фармкомпании «Герофарм»:

Дневник кризиса: «Что произошло? Такого не было в 2008 и 2014 годах»

«До настоящего времени кризисы фармацевтики никогда не касались. В апреле впервые за все время, что я занимаюсь фармацевтическим бизнесом, у нас произошло падение к апрелю предыдущего года. Такого не было ни в 2008 году, ни в 2014 году. В этом же году снизились продажи тех рецептурных препаратов, которые не связаны с лечением коронавирусной инфекции. Что произошло? Закрыли поликлиники, стационары, пациентов просто отправили домой. Не все врачи успели перестроиться на онлайн-выдачу рецептов и онлайн-консультирование, поэтому многие люди, особенно с хроническими заболеваниями, остались предоставлены самим себе, сами начали отслеживать свое состояние здоровья и корректировать терапию. Если у вас нет COVID, значит вы не больны. Мы увидели падение спроса до 80% в кардиологии и неврологии, где люди получают терапию по назначению врача.

В сегменте сахарного диабета все стабильно. Но здесь произошел провал в логистике. Если раньше мы отправляли препараты небольшими поставками и это было быстро и недорого, то сейчас, в связи с сокращением авиаперелетов на несколько месяцев, логистические поставки остановилась, стали возможны поставки только крупными партии. Так, в начале мая мы зафрахтовали рейс Москва-Каракас-Москва и осуществили отправку инсулинов в Венесуэлу, а обратным рейсом, организовали бесплатную доставку 79 граждан России и СНГ. Но меньше, чем самолет, это было не сделать. Стоимость логистики сильно возрастает, если недостаточно объёма.

Наряду с этим страны закрывают экспорт, перестают поставлять дефицитный товар. Сегодня все, в первую очередь, ориентированы на удовлетворение внутреннего спроса. Потом ранжируют — кто больше платит. И Россия, к сожалению, не входит в топ стран по этому показателю. В нашей стране ценообразование в сфере лекарств очень жесткое, цены заморожены с 2014-го года в рублях и индексируются иногда на 3% в год. Ценовое давление в отрасли тоже очень серьезное. Думаю, что сейчас, когда все китайские и индийские производители субстанций подняли цены, многие производители, которые зависят от импортных поставок, удивятся, насколько хрупок их бизнес с точки зрения волатильности цен.

В целом я уверен, что у нашей отрасли хорошие перспективы, и в ближайшее время ситуация нормализуется. Мы перестроили свои бизнес-процессы и многие проекты перевели в онлайн. Пациентам с хроническими заболеваниями требуется терапия, они длительное время находятся без правильного наблюдения и нуждаются в назначениях. Баланс в этом сегменте однозначно восстановится, когда все учреждения начнут работать в штатном режиме».

09.06.2020


Сергей Лобанов, генеральный директор медицинского холдинга «Праймед»:

Дневник кризиса: «Что произошло? Такого не было в 2008 и 2014 годах»

«Мы внимательно следим за словами властей о том, когда могут быть сняты ограничения в том числе и на нашу работу. Прекрасно, что плановую медицинскую помощь скоро можно будет возобновить, но все же «конец июня» — это слишком неопределенный срок. И непонятно, почему разрешено открывать, например, бани и непродовольственные магазины, а медицинские центры, включая стоматологические клиники — нет. Почему считается, что на приеме стоматолога шанс заразиться выше, чем в магазине? Непонятно.

И это при том, что наши клиники, собственно, как и другие стоматологические центры города, педантично соблюдают все регламенты. Защитные халаты, экраны, респираторы, интервалы между пациентами, обработка помещений — все это любая клиника способна обеспечить гораздо лучше, чем предприятие торговли или общественного транспорта. Между тем, пациенты продолжают ждать возможности получить плановую помощь, которая в ближайшее время может превратиться для них в неотложную.

Когда ограничения будут сняты, мы сможем запуститься оперативно: у нас сохранился весь трудовой коллектив. Кроме того, пациенты, которым пришлось из-за ограничений прервать лечение, регулярно звонят и готовы прийти на прием, как только это станет возможно. Потому что ходить, например, с временными коронками или с прерванным этапом протезирования — не самый приятный жизненный опыт. Можно сказать, что в период сразу после открытия проблем с посетителями у нас не будет.

Гораздо хуже ситуация будет складываться в перспективе, спустя непродолжительное время. Если кризис будет усугубляться (а все предпосылки для этого мы видим), то можно ожидать резкого снижения потока пациентов в стоматологические клиники. Ясность, на сколько может просесть рынок платных стоматологических услуг, может наступить не ранее этой осени. Точные цифры озвучивать сложно, но падение платежеспособного спроса и, соответственно, дохода клиник может составить до 50%. На докризисный уровень по выручке мы выйдем не ранее, чем через год.

При этом снижается прибыльность у всех игроков рынка: расходные материалы для стоматологии на 90% импортные, и они подорожали из-за роста курса доллара и евро примерно на 20% с февраля-марта этого года.

В ближайшем будущем с нашего рынка могут уйти небольшие игроки. Мы уже получаем предложения от собственников небольших стоматологических центров — купить у них бизнес».

10.06.2020


Илья Целиков, генеральный директор билетного оператора «Тикетлэнд»:

Дневник кризиса: «Что произошло? Такого не было в 2008 и 2014 годах»

«Первая и наиболее важная задача, которую нам пришлось решать — возврат уже проданных билетов на отмененные мероприятия. Общее количество билетов на спектакли и концерты, отмененные из-за коронавируса, проданные через нашу компанию, составило 261 500 штук, со средней ценой билета — 1700 руб. То есть, это большой объем обязательств, которые пришлось оперативно урегулировать. Мы смогли быстро вернуть деньги за более половины всех проданных билетов. Более трети возвратов обеспечили сами организаторы мероприятий.

У нас была хорошо отлажена процедура возврата электронных билетов. Стоял вопрос с покупателями «бумажных» билетов, которые должны были их возвращать; в кассовые киоски начали выстраиваться длинные очереди. Нас это не устраивало. И мы оперативно создали электронный сервис возврата бумажных билетов, которым поделились и с нашими партнерами — организаторами мероприятий. Люди, купившие билеты офлайн, смогли вернуть деньги через интернет, соблюдая самоизоляцию. Я считаю, что обеспечить справедливость к потребителю и его лояльность компании в такие моменты — важнее всего. Правда, мы, как часть группы МТС, чувствуем, что в случае, если сами не сможем справиться с ситуацией, сможем рассчитывать на поддержку большой компании. У многих игроков в индустрии мероприятий такой опоры нет.

Возвращаясь к нашему кейсу, у нас осталось менее 10% билетов, деньги по которым пока не возвращены. Но по этим билетам организаторы мероприятий пока не приняли решений — будет ли отмена или перенос сроков мероприятий, возврат денег или обмен на другие билеты. Сейчас, когда подписано постановление о ваучерах, решения, я думаю, будут приняты очень скоро.

Несмотря на жесткие условия, в которых мы оказались из-за отмены мероприятий, нам удалось сохранить всех ключевых сотрудников, отвечающих за главные бизнес-процессы — диджитал-сервисы, работу с партнерами, поддержку. Это практически весь офис Ticketland в Петербурге. Как ИТ-компании нам было несложно перейти на дистанционную работу. Мы смогли сохранить коллектив, обеспечив его работой. И в этом статусе мы даже более активно создавали новые продукты, которые, уверен, «выстрелят» после окончания ограничений.

Среди таких продуктов — решения, связанные с расчетом рисков и ценообразованием. Я уверен, что оценка рисков в индустрии мероприятий станет более жесткой и тщательной — стоит ли привозить того или иного исполнителя или коллектив, будет ли заполнен зал, по каким ценам получится продать билеты? В этой сфере произойдет оздоровление — отказ от «лишних» мероприятий в пользу наиболее востребованных публикой и переход к динамическому ценообразованию, с которым раньше организаторы не хотели «связываться».

Также к наиболее интересным рабочим задачам, возникшим в связи с кризисом и карантином, я отношу наше партнерство с онлайн-мероприятиями. Нам удалось довольно быстро выйти к зрителям с новым форматом — онлайн-концертами в интерактивном формате с дополненной реальностью на платформе МТС Live. Уже в апреле на этой платформе проводились концерты звезд первой величины, каждый из которых собирал свыше пяти миллионов зрителей. Часть самых ранних концертов — выступления группы The Hatters и Вячеслава Бутусова — прошли в Петербурге. Успех у петербургской аудитории вдохновил нас на продолжение. Не будь кризиса, мы бы не пошли на этот эксперимент — массовые регулярные, один-два раза в неделю онлайн-мероприятия — и не получили бы ценный опыт и важные для развития рынка данные. Нужно понять глубину этого нового рынка, его экономический потенциал, чтобы найти верные пути монетизации и работать в онлайн-нише после кризиса. Это рынок будущего, изучить его эмпирическим путем — важно для всех. И наши постоянные партнеры среди театральных и классических концертных площадок хотели бы «вступить в реку» онлайн-мероприятий — мы поможем им.

Пока, несмотря на бурную «карантинную» активность в сфере онлайн-развлечений, рано говорить о выходе на прямую окупаемость. Но с точки зрения контактов с аудиторией — а это очень высокая экономическая ценность — результаты отличные. Собрать одномоментно 5 миллионов человек непросто, и в случае с большинством офлайн-концертов — попросту невозможно. Но нам удалось.

Мы видим, что петербургская публика — а Петербург является одним из ключевым рынков для Ticketland — скучает по офлайн-мероприятиям. Онлайн-версии, несмотря на большие охваты, не могут в полной мере заменить особую атмосферу театра или зрелищность концертных шоу. Самый «долгий» выход из режима самоизоляции мы ожидаем в сегменте детских мероприятий. Если говорить о Петербурге, то первыми, еще в феврале, перестали покупать билеты именно родители с детьми. Они же, скорее всего, вернутся к нам последними. А молодежь, напротив, — сопротивлялась ограничениям до последнего. И, скорее всего, не заставит себя ждать на живых мероприятиях.

В целом, экономическое восстановление, до прежних объемов спроса и доходов, в сегменте театров и классических концертов мы оцениваем в минимум 1,5 года с момента отмены карантинных ограничений, в сегменте рок- и поп-концертов — возможно, дольше. Это будет небезболезненный процесс, и мы видим свою задачу в том, чтобы максимально подержать площадки-партнеров — в том числе, по возможности, финансово».

11.06.2020

Записали: Елена Домброва, Елена Кром, Екатерина Фомичева

Готовые квартиры в новых кварталах

В разных районах Москвы и области

Квартиры в столице 

с выгодой до ₽4,5 млн

Выгодные предложения 

для семей с детьми

Видовые квартиры 

в высотных башнях

Варианты с мебелью 

и встроенной техникой

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.



 

Лента новостей
Курс евро на 13 декабря
EUR ЦБ: 110,48 (+1,92)
Инвестиции, 12 дек, 18:17
Курс доллара на 13 декабря
USD ЦБ: 103,95 (+0,68)
Инвестиции, 12 дек, 18:17
Си Цзиньпин не приедет на инаугурацию ТрампаПолитика, 04:30
Мэр Харькова сообщил о «прилете» по пятиэтажкеПолитика, 04:06
Премьер Польши назвал рукопожатия с Дональдами проблемой МакронаПолитика, 03:58
Трамп сравнил конфликт на Украине с ситуацией на Ближнем ВостокеПолитика, 03:38
Ливия потребовала от Москвы объяснить рекомендации не посещать странуПолитика, 03:16
США выделили Украине пакет помощи на $500 млнПолитика, 03:02
Кадыров сообщил о присвоении Золотову звания Героя РоссииПолитика, 02:41
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Какое будущее у российской ветроэнергетикиРБК и Росатом, 02:25
В Москве машина сбила чиновника из МинобрнаукиПолитика, 02:20
В Якутии из-под завалов в шахте достали тело погибшегоОбщество, 01:54
Орбан заявил, что дверь для переговоров по Украине открыласьПолитика, 01:48
В Белгородской области при атаке дрона тяжело ранен мужчинаПолитика, 01:44
Молдавия введет режим ЧП из-за энергокризисаПолитика, 01:33
Эрдоган озвучил Блинкену позицию по СирииПолитика, 01:27