Порт Усть-Луга не исключает возможности остановки импорта авто
Он напомнил, что серьезное падение импорта началось полгода назад. «Спад импорта автомобилей начался в середине прошлого года и к настоящему моменту достиг порядка 60%, по моим оценкам… Могу сказать, что некоторые производители говорят о возможной остановке импорта автомобилей в Россию - с тем, чтобы загрузить местные мощности. В принципе, весь импорт может быть локализован в России», - сказал он.
Импорт автомобилей и станков в Петербург действительно стремительно падал в течение последних месяцев 2014 года. В итоге падение импорта автомобилей по итогам года составило 13,5% (на 2,2 млрд долл. меньше, чем в 2013-м). Как говорится в отчете Северо-Западного таможенного управления, в денежном выражении было ввезено машин на 13,9 млрд долл.
Что касается, местного автопрома, то он, как говорят эксперты, находится в крайне тяжелом положении, что подтверждают периодические простои, которые вводят петербургские автозаводы (подробнее здесь). По данным агентства «Auto-Dealer-СПб», в 2014 году объем производства новых автомобилей на петербургских заводах Toyota, GM, Nissan и Hyundai составил 361 400 машин, что на 8% меньше показателя 2013 года. В декабре автозаводы выпустили 31 тыс. 600 новых автомобилей – это лучший результат по итогам одного месяца, начиная с апреля. Но по сравнению с декабрем 2013 года производство сократилось на те же 8%. 66% от общего объема производства приходится на завод Hyundai.
2015 год начался для автопроизводителей также с отрицательной динамики. В январе петербургские заводы Toyota, GM, Nissan и Hyundai выпустили 19,3 тыс. легковых автомобилей. Падение производства составило 36%. Как отмечают эксперты, последний раз подобные показатели петербургские производители демонстрировали в 2011 году, когда только стартовало самое массовое производство машин в Петербурге – на заводе Hyundai. Всего на четырех заводах выпускалось 9 моделей автомобилей, сейчас - это 13.
«В прошлом году петербургский автокластер избежал серьезных проблем, лихорадило только General Motors, который сократил персонал и заметно уменьшил объемы производства, - отмечает генеральный директор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин. – Заводы начинали прошлый год с задачами обновления модельного ряда – этого требовал рынок. Во многом по этой причине три из четырех предприятий могут занести результаты года себе в актив...В 2015 году ожидается старт производства Nissan Qashqai, также планировались новинки от GM, но с учетом того, что предприятие будет весной стоять два месяца, неизвестно, когда начнется их выпуск, - рассуждает М.Чаплыгин. – В целом, по итогам года производство автомобилей в Петербурге может сократиться на 10-15%».
Негативные прогнозы петербургского автопрома объясняются общероссийским падением спроса на автомобили в начале этого года. В феврале продажи новых автомобилей и легкого коммерческого транспорта (LCV) упали на 37,9%, до 128,3 тыс. штук, по сравнению с февралем 2014 года, сообщила Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Падение продаж ускоряется второй месяц подряд – в январе авторынок сократился на 24,4%. В январе–феврале было продано 243,8 тыс. машин – на 32,1% меньше, чем за тот же период годом ранее. Результаты прошлого месяца приблизились к показателям кризисного 2009 года, когда ежемесячное снижение продаж автомобилей колебалось в диапазоне 30–50%.
Дальше будет еще хуже, полагает председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер: «Сейчас автомобильный рынок входит в фазу резкого замедления, и февраль – только начало этого замедления». «Все сходятся на том, что несколько следующих месяцев будут очень тяжелыми и что продажи еще не достигли своего дна», – прогнозирует Шрайбер, слова которого приводятся в пресс-релизе.
Стоит отметить, что плохую статистику сейчас делает сильный первый квартал 2014 года, добавляет директор практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers (PwC) в России Сергей Литвиненко. Он не исключает ускорения падения продаж в марте, но уже во втором-третьем кварталах ждет замедления динамики. Правда, это произойдет, если в дополнение к государственной программе утилизации и trade-in будет запущена программа льготного автокредитования, оговаривается аналитик. Сейчас эта мера обсуждается в правительстве, но решения пока нет.
Сами дилеры в кризисных условиях пересматривают стратегию бизнеса в пользу сервисных услуг. «На данный момент это приносит большую прибыль, чем продажи», – говорит Кузьмин. К тому же сейчас сервис у официальных дилеров стал выгоднее, чем у серых, из-за роста цен у последних, добавляет Владимир Попов из «Фаворита». «Рольф» развивает мультисервис.