Эпидемиолог: «Не могу объяснить для себя ситуацию с нашей вакциной»
В Национальном исследовательском центре эпидемиологии и микробиологии имени Н. Ф. Гамалеи уверены, что благодаря новой вакцине («Спутник V») Россия может справиться с новой коронавирусной инфекцией к следующему лету. «Мы получим хороший процент защищенных людей в нашей стране, что создаст протективный популяционный иммунитет», — сказал директор центра Александр Гинцбург.
Хотя поставки первой в мире зарегистрированной вакцины от «ковида» начнутся уже на следующей неделе, фактически клинические испытания препарата еще не завершены — по словам министра здравоохранения Михаила Мурашко, испытания вакцины среди добровольцев начались только 9 сентября.
РБК Петербург спросил экспертов, насколько реалистичны планы «победить» коронавирус к лету 2021 года и какие риски несет в себе спешка с вакцинацией населения.
Виталий Зверев, академик РАН, завкафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии Сеченовского университета:
«Я не знаю, почему некоторые специалисты называют сроки победы над вирусом. Ведь COVID-19 никуда не делся и не денется из человеческой популяции. Я вообще очень сомневаюсь в том, что мы сможем его победить полностью как, например, натуральную оспу. Да и давать какие-либо прогнозы по улучшению эпидемической обстановки я точно не берусь. Более того, я бы не назвал нынешнюю ситуацию критической. Сейчас главное для системы здравоохранения — разработка схемы диагностики и лечения новой инфекции, при которой коронавирус будет наносить людям наименьший ущерб и будет восприниматься, как и любое другое «обычное» ОРВИ типа гриппа.
«Нашим ученым нужно ещё будет объяснить некоторые несоответствия в исследованиях»
Тем не менее, на уровне заболеваемости, безусловно, может положительно сказаться появление хорошей, надежной вакцины. Но мы ведь делаем вакцину для здоровья людей, а поэтому должны быть уверены в безопасности препарата. А поскольку испытания российской вакцины не были полностью проведены, сейчас нельзя сказать, как она сработает и будет ли эффективной. Кстати, недавно появилось письмо западных ученых, которые подвергают критике исследования отечественного препарата. Нашим ученым нужно будет объяснить некоторые несоответствия в исследованиях. Не исключено, что нестыковки стали результатом спешки, в которой разрабатывается препарат.
Но самая удивительная вещь заключается в том, что, хотя третья фаза исследований еще не проведена, вакцина уже запускается в гражданское пользование. Я не могу объяснить для себя эту ситуацию. Я считаю, что все-таки перед началом широкого применения вакцины нужно довести до конца ее клинические испытания. Хочу добавить, что правила разработки и испытания вакцин за последнее время не менялись».
Антон Барчук, научный сотрудник Европейского университета в Санкт-Петербурга и ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова» Минздрава России:
«Мне не совсем понятно, что означает «справиться» с коронавирусом, а главное — какой ценой можно добиться этого результата. По некоторым подсчетам, в разных городах России число людей, переболевших COVID-19, составляет до 20%. Если рассматривать ситуацию, когда эффективной вакцины от нового вируса нет, то эпидемия пойдет на спад, когда число переболевших достигнет 60% населения. Можно предположить, что к середине 2021 года таких показателей получится достичь, как говорится, естественным путем. Однако не стоит забывать, что цена такого развития ситуации — определенное количество людей, которые умрут из-за осложнений от коронавируса; высокую смертность от этой инфекции никто не отменял.
В связи с этим наличие эффективной вакцины от COVID-19 было бы очень желательно, с ней эпидемия может сойти на нет без большого числа переболевших и умерших граждан. Насколько я знаю, относительно безопасными можно считать вакцины, которые разрабатываются и изучаются в России, Китае и Великобритании.
«Мне не совсем понятно, что означает «справиться» с коронавирусом, а главное — какой ценой можно добиться этого результата»
Сейчас российскую вакцину выпустили довольно быстро из-за мобилизации всех ресурсов, а также опыта производства вакцин против других инфекций. Препарат уже прошел два этапа клинических исследований, на которых обычно подтверждается безопасность препаратов. На третьем, последнем, этапе ученые изучают, насколько иммунный ответ, полученный в ранних фазах, коррелирует с защитой человека, прошедшего вакцинацию. Да, по факту третий этап у нас совмещен с поступлением вакцины в гражданское использование. Это нестандартная ситуация, но логику можно понять, поскольку время сейчас фактически «военное» — и хочется защитить население от коронавируса побыстрее.
Проблема в том, что до этого попытки использовать не до конца изученные лекарства против коронавирусной инфекции были неудачными. Главная опасность при использовании вакцины, клинические испытания которой еще не завершились — это прежде всего ее неэффективность на фоне возможных незамеченных в ранних фазах побочных явлениях. Ранние фазы испытаний включают в себя небольшое количество участников, и все они в основном здоровы, поэтому некоторые побочные явления могут не быть выявлены.
«Время сейчас «военное» — и хочется защитить население от коронавируса побыстрее»
В любом случае эффективность новой российской вакцины можно будет оценить не ранее следующего года».
Надежда Сатосова, врач-эпидемиолог «Медицинского центра «XXI век»:
«И классическая теория эпидемиологии, и многолетний опыт борьбы с эпидемиями подсказывают нам, что вакцинацию от коронавируса, скорее всего, можно считать эффективным средством приостановки распространения COVID-19.
Что касается озвученных сроков, когда новую инфекцию получится взять под контроль, то это очень сложная тема. По оценкам специалистов, для сдерживания эпидемического распространения вируса, вызывающего COVID-19, необходимо формирование значительной иммунной прослойки, которая должна составить от 60 до 80% от общего количества населения. Пока же мы располагаем данными, что в крупных городах число человек, перенесших коронавирус, не превышает 25% — этого слишком мало для того, чтобы вирус SARS-CoV-2 стал сезонной инфекцией.
Вакцину от нового коронавируса нужно вводить двукратно с интервалом 3 недели. При этом защитный иммунитет у привитого человека формируется через 2-4 недели после второго введения. Очевидно, что одномоментно привить значительное количество населения система амбулаторных учреждений не сможет. Например, на проведение традиционной прививочной кампании против гриппа в стране отводится 3-4 месяца. Примерно о тех же сроках можно говорить в отношении вакцинации против нового коронавируса. Резюме: на вакцинацию и получение стойкого иммунитета уйдет не менее полугода, а возможно, и больше.
«Резюме: на вакцинацию и получение стойкого иммунитета уйдет не менее полугода, а возможно, и больше»
Регистрация препарата для иммунопрофилактики и продолжение клинических исследований — это традиционная практика. Аналогичная ситуация, например, наблюдается при выходе в свободный доступ новой вакцины от гриппа: взрослое население получает прививку, но при этом разработчик препарата продолжает клинические исследования в отношении беременных женщин и детей младше 15 лет или младше 6 лет. Это неизбежная практика, так как для этих категорий населения нужно больше времени для проведения исследований и отслеживания отсроченных эффектов, чем для других групп».
Мнение спикеров может не совпадать с позицией редакции
Записала: Екатерина Фомичева
Повтор публикации от 10.09.2020