Петербургские заводы отказались действовать глобально
Петербургская статистика фиксирует общее снижение несырьевого экспорта. По данным Петростата, за первую половину 2016 года городские предприятия получили в целом на 4% меньше заграничных доходов в долларовом выражении, чем за аналогичный период годом ранее. В первую очередь стоило ожидать роста поставок на внешние рынки от производств, работающих под иностранными брендами, поскольку для них зарубежные рынки — знакомая территория, не требующая дополнительных расходов на «разведку». Однако и у петербургских «иностранцев» модель «выручка в долларах, расходы — в рублях» к экспортному буму пока не привела.
Ценовые барьеры
У петербургских автомобилестроителей, несмотря на некоторое увеличение объемов экспорта, его доля в общем объеме производства пока невелика. Так, подразделение Nissan за шесть месяцев текущего года отправило своим основным импортерам — Казахстану и Белоруссии — около 5% произведенных автомобилей, что на 3% больше показателей 2015 года. В продажах Toyota экспорт тоже не стал определяющей статьей: те же страны таможенного союза за январь—июнь 2016 года закупили всего 10% выпуска (годом ранее доля экспорта составляла 6,5%). У Hyundai с января 2016 года экспорт и вовсе сократился. По словам директора по внешним связям ООО «Хендэ мотор мануфактуринг рус» Виктора Васильева, с января 2016 года его объем снизился вдвое.
Наращивание экспорта для петербургских автомобилестроителей экономически нецелесообразно, полагает сооснователь Conomy Михаил Тарасов. «На рынках стран Азии и в США произведенные в России автомобили не выдержат ценовой конкуренции, — объясняет эксперт. По его словам, девальвация рубля лишь ненамного снизила себестоимость российского автопроизводства. «Те же «Тойоты» в США (не говоря уже о Китае) по-прежнему дешевле российских — сейчас примерно на 10%, — продолжает М. Тарасов. — А нарастить экспорт в СНГ невозможно, так как петербургские «японцы» попросту не находят там достаточного спроса».
С тем, что серьезное увеличение экспорта пока экономически не целесообразно, согласен и представитель Hyundai. «Себестоимость российской сборки, хоть и снизилась, но еще не достигла того уровня, когда работать на экспорт становится выгоднее, чем на внутренний рынок», — говорит В. Васильев.
Некуда выпустить дым
Схожие результаты представил и «Филип Моррис». Поставки компании за пределы России в первом полугодии 2016 года выросли на 40%, но доля экспорта в структуре продаж все еще невелика – 4,5% (в 2015 году она составляла 2,8%).
При этом табачные компании, по мнению М. Тарасова, заинтересованы в наращивании экспорта больше, чем представители других отраслей. «Из-за роста акцизов цена сигарет в России к 2018 году может вырасти почти вдвое, — говорит эксперт. — С учетом снижения реальных доходов населения производитель может не найти достаточного спроса, что приведет к ухудшению финансовых результатов».
По данным Росстата, цены на сигареты за 2015 год выросли на 25%. Кроме того, в Госдуму внесен законопроект об увеличении акцизов на сигареты почти в три раза к 2018 году, благодаря чему средняя стоимость пачки может вырасти с 95 до 178 руб. В то же время в Европе сигареты как минимум втрое дороже, чем в России, при этом, из-за низкого рубля себестоимость их производства здесь существенно ниже.
Ударник экспорта
На общем фоне резко выделяется явной экспортной ориентацией лишь финский производитель шин Nokian Tyres. Компания и раньше вывозила большую часть своей продукции (в 2015 году за пределами России продавалось 60% объема производства), а в этом году доля экспорта увеличилась до 70%.
По мнению М. Тарасова, для Nokian исторически сложились благоприятные условия для экспорта — отлаженная логистика с географически близкой Финляндией и готовые заводы, которые требовалось лишь модернизировать.
Однако главная причина экспортной ориентированности Nokian Tyres — высокий уровень локализации производства, уверена директор аналитического центра НИУ ВШЭ Анна Федюнина. «Большую часть сырья для своего производства изготовитель шин закупает у российских нефтехимических и химических предприятий», — говорит эксперт.
Как сказал журналу «Движок» глава Nokian Tyres в России Андрей Пантюхов, некоторые виды продукции завода примерно на 80% состоят из российских компонентов. Благодаря этому петербургские шины Nokian дешевле иностранных аналогов.
Упущенная прибыль
В отличие от Nokian Tyres, у большинства петербургских «иностранцев» уровень локализации весьма низкий. По данным журнала «Колеса» петербургский Nissan лишь на 40% сделан из российских деталей. У Toyota, как указано на сайте компании, уровень локализации сейчас — 30%, у Hyundai, по информации «Ведомостей» — 46%. «Для табачных компаний ситуация осложняется еще и тем, что в соседней Украине произвести сигареты куда дешевле», — утверждает М. Тарасов.
Именно по этой причине иностранным предприятиям в Петербурге практически не удается, как считает А. Федюнина, использовать девальвацию рубля — ни для увеличения продаж на российском рынке, ни для радикального наращивания экспорта. Она уверена, что дешевый рубль не выведет компании на внешние рынки до тех пор, пока сохраняется высокая зависимость от импортных составляющих.
Похожую точку зрения высказала в беседе с корреспондентом РБК Петербург директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. «Девальвация не сильно увеличила экспортные возможности российских компаний — в том числе с иностранным участием, — говорит Н. Зубаревич. — Если рубль обвалится еще сильнее, это приведет не к попыткам выйти на экспортные рынки, а к консервации производства».