Пальмовое царство: сможет ли Россия избавиться от фальшивых продуктов
Минсельхоз предложил почти вдвое повысить НДС на продукты с заменителями молочного жира (из них наиболее распространено пальмовое масло). Пока на продукты с заменителями, как и для другой сельхозпродукции, действует льготная ставка НДС — 10%. Ведомство предлагает повысить ее до базовых 18% или даже до 20% в случае принятия соответствующего законопроекта. Заместитель генерального директора молочного завода «Пискарёвский» Георгий Житмарев рассказал РБК Петербург, позволит ли эта инициатива победить фальсификат на продовольственном рынке, и как она повлияет на цены:
Отрава для народа
Совершенно справедливо, что льготный НДС должен действовать в отношении натуральных и полезных для здоровья человека продуктов. Главной проблемой для молочного рынка остается замена молочных компонентов немолочными — причем зачастую это нелегальная замена, или фальсификат, то есть ситуации, когда в составе товара не указывается наличие заменителей молочного жира. К сожалению, российские технические регламенты позволяют заменять молочные компоненты немолочными. В других странах разрешены разные добавки типа мюсли или печенья, но молочный жир и белок заменять запрещено. А у нас травят народ и убивают животноводство.
По данным Федеральной таможенной службы, в январе-мае 2018 года ввоз пальмового масла в страну вырос на 26% год к году, — в итоге на периферийных маленьких заводах стали массово выпускать фальсификат. Из-за конкуренции в цене добросовестные производители стали терять товарооборот, соответственно, снизился и объем закупок сырого молока.
Сложилась парадоксальная ситуация: есть дефицит молока, а молочную продукцию не продать. Несмотря на общий дефицит сырого молока, есть аграрные хозяйства, которые вынуждены сливать его в канал. Цена на сырое молоко упала во многих регионах довольно значительно — с 26 до 16 рублей за литр. А на полках продукция не подешевела, потому что молочникам, которые производят натуральный продукт, не продать свой товар из-за конкуренции с более дешевым фальсификатом.
В результате животноводство, которое с таким трудом начало подниматься, оказалось в глубоком кризисе.
Сложилась парадоксальная ситуация: есть дефицит молока, а молочную продукцию не продать. Несмотря на общий дефицит сырого молока, есть аграрные хозяйства, которые вынуждены сливать его в канал.
Первые шаги к запрету
Примечательно, что практически ничего нельзя сделать с теми, кто изготавливает фальсификат: штрафы, которые накладываются на нарушителей (если их еще поймают), несоразмерны с прибылью. Как правило, сумма штрафа составляет 20 тысяч рублей для физического лица и 300 тысяч — для юридического. Но они зарабатывают такие деньги за один день.
Однако после вступления в силу предложения Минсельхоза, подобные компании станут нарушать уже и налоговое законодательство. Если производитель написал на упаковке, что это сметана, а на самом деле там оказался заменитель молочного жира — это будет совершенно иное нарушение.
Производить и продавать фальсификат станет опасно, и теперь нужно будет честно указывать, что продается не творог, к примеру, а творожный продукт. В результате производители будут вынуждены продавать фальсификат на 20% дешевле настоящей молочной продукции. А это, в свою очередь, восстановит спрос на сырое молоко.
Цены на сырое молоко поднимутся до прежнего уровня, условно, до 26 рублей за литр. Такое восстановление очень ценно для отрасли и безвредно для потребителя: на конечную стоимость молочных товаров изменения никак не повлияют. Я это вижу по своему предприятию и по коллегам — цены не вырастут. При этом у нас не будет «затоварки», и мы сможем продавать столько молочной продукции, сколько производим.
Цены на сырое молоко поднимутся до прежнего уровня, условно, до 26 рублей за литр. Такое восстановление очень ценно для отрасли и безвредно для потребителя.
Предложенная мера — не радикальная, она не сможет уничтожить фальсификат. Честные производители голосуют за полный запрет замены молочных компонентов немолочными. Но этого придется еще очень долго добиваться, а отмена льготной ставки НДС — эффективный шаг в нужном направлении».
Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции.