Петербургский девелопер открывает в России школы нового формата
Глава группы компаний «Бестъ» Андрей Лушников вывел на плановую мощность Школу Бенуа — все площади дома Юлия Бенуа, восстановленного девелопером, приспособлены под занятия с детьми. Теперь Лушников приступает к продаже франшиз и считает, что Школа Бенуа станет крупнейшим общероссийским франчайзинговым проектом в сфере детского образования: в планах девелопера продажа порядка 500 франшиз. В интервью РБК Петербург Андрей Лушников рассказывает, как он соединил историческое место с цифровыми технологиями, и что из этого можно продать.
По всей России, и далее везде
— Сколько франшиз уже продано?
— Мы только начали франчайзинговый проект — до этого заканчивали реконструкцию здания и подготовку образовательного процесса. С начала года продано более 10 франшиз школы и квест-комнат. Кстати, специализированные детские квест-румы неожиданно для нас оказались самостоятельным ходовым продуктом; они востребованы в том числе операторами торговых комплексов. Мы оцениваем первые результаты оптимистично и рассчитываем реализовать в этом году 25 франшиз на школу и 36 — на квесты. Я буду считать проект успешным, если за 5 лет в стране откроется минимум 500 школ по нашей франшизе.
Но мы нацелены не только на Россию. Сейчас изучаем рынок Франции, а начнем выход на международный уровень с ближнего зарубежья. Обучающие книги у нас сделаны без текста — он перенесен в дополненную реальность — так что не придется многое переводить.
Справка
В 2016 году ГК «БестЪ» запустила проект общественного пространства «Бенуа 1890», включающего центр детского развития «Школа Бенуа». Проект осуществлялся по этапам: сначала был открыт ресторан и детский центр в небольшом здании-пристройке. А в 2017 году Школа Бенуа начала функционировать в основном здании площадью 2500 кв. м.
Ансамбль «Лесная молочная ферма Юлия Юльевича Бенуа» был приобретен ГК «БестЪ» в 2011 году. Он
является объектом культурного наследия регионального значения, но находился в момент покупки в аварийном состоянии. Покупатель, в соответствии с условиями договора купли-продажи, был обязан отреставрировать комплекс зданий по требованиям Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуре (КГИОП) Смольного.
ООО «Строительная компания Бест» основано в 1998 году; с 2002 года ведет активную работу на строительном рынке в качестве заказчика-застройщика, генерального подрядчика, управляющей компании построенными объектами, консультанта по операциям с недвижимостью.
— Вы рассчитываете на популярность образовательного проекта в стране и мире. Какие для этого есть основания?
— Большинство родителей хотят направить своих детей в хорошие школы, куда не берут без подготовки. Подготовка к школе — наша базовая услуга — сейчас очень востребована. При этом, если в центре большого города предлагаются образовательные услуги на любой вкус, то на окраинах выбор гораздо меньше, а в новых жилых массивах, как правило, вообще ничего нет. За пределами Москвы и Петербурга спектр предложения в сегменте детского образования резко сужается, и у нас много запросов как раз из российских регионов. Отдельная тема — формат подготовки; как мы считаем, наша программа отвечает на вопрос о том, как учить ребенка в век высоких технологий, и этим она уникальна.
Можно сказать, что мы реализуем преимущества университетского города, где есть талантливые люди, умеющие синтезировать разные виды знания так, чтобы детям было интересно. Кроме того, в Петербурге делают качественное ПО и современные цифровые сервисы. Целесообразно продавать, в хорошем смысле, ключевые компетенции нашего города на широком рынке.
— Так ли нужны цифровые технологии в обучении детей?
— Прежде всего, они нужны для распространения франшиз. Дело в том, что построить эффективную франчайзинговую модель непросто. Как правило, франчайзи «высасывает» самое дорогое — бренд, быстро снижает качество предоставляемой услуги и прекращает финансовые отчисления. Нам повезло — мы познакомились с основателями петербургской школы детского футбола «Юниор», которая развивается в России по франшизе, и они предоставили нам мощную информационную систему. Эта система, адаптированная под Школу Бенуа, стала технологической основой франчайзинговой модели.
Построить эффективную франчайзинговую модель непросто. Как правило, франчайзи «высасывает» самое дорогое — бренд, быстро снижает качество предоставляемой услуги и прекращает финансовые отчисления.
Программа позволяет нам быть в постоянном контакте с покупателями франшиз, а им — взаимодействовать с клиентами, получать обновленные методические материалы и так далее. Мы все работаем в одной сети. У каждого преподавателя и у каждого ребенка в этой системе есть личные кабинеты. Дети ставят учителям оценки, на основе которых формируются рейтинги. У лучших по рейтингам преподавателей учатся остальные. То есть фактически мы продаем доступ в cистему, позволяющую в любом месте быстро открыть школу и улучшать ее. Наши франчайзи платят только один раз, от 600 тыс. до 2 млн руб., в зависимости от наполнения пакета услуг, который собираются предоставлять. Часть этих денег они смогут себе вернуть, поскольку государство дотирует образовательный бизнес.
Фактически мы продаем доступ в cистему, позволяющую в любом месте быстро открыть школу и улучшать ее.
Что касается технологий, встроенных в сам образовательный процесс, то мы ими не злоупотребляем. Основа наших методик — классическая педагогика, без «двадцать пятого кадра». Но добавлены айпады, программы дополненной реальности. Например, в азбуке нарисованы персонажи, которые «оживают», если навести на них экран телефона или планшета — получается книга с мультфильмами.
Если нельзя снять мультфильм
— Использование электронных сервисов — это тренд в бизнесе детского образования?
— Зарождающийся. Я недавно съездил по приглашению Apple на экскурсию в технологичные школы Англии. Они пригласили представителей трех школ из России — Хорошколы Грефа (гимназия, основанная семьей Германа Грефа — ред.), школы имени Евгения Примакова и нас. Я не могу сказать, что мы по технологичности обучения серьезно отстаем от передовых европейских аналогов — в чем-то даже опережаем. Меня больше впечатлили интерьеры и дизайн английской начальной школы и я сделал вывод, что мы не будем больше покупать обычную мебель. Не хотим заставлять детей сидеть за столами — сделаем больше мягких зон, чтобы дети могли заниматься лежа, могли кувыркаться. Нельзя быть современным в использовании ПО и отсталым в других элементах. И еще во время этой поездки я понял, что очень сложно сделать технологичной старую школу — есть ограничения, связанные и с привычками преподавателей, традициями, и с конструкцией зданий. Скорее всего, технологичный формат школы сформируют новички.
Хотя изначально технологии появились в нашем проекте в ответ на ограничения, обусловленные историей места.
Нельзя быть современным в использовании ПО и отсталым в других элементах. Очень сложно сделать технологичной старую школу — есть ограничения, связанные и с привычками преподавателей, традициями, и с конструкцией зданий.
— Как история вас ограничивала?
— Мы восстанавливали разрушенные дом, ферму и парк семьи Бенуа по требованиям КГИОП. Нельзя было нарушать исторический облик зданий, а также что-либо строить в парке. Мы искали способы привлечь аудиторию, соблюдая эти условия. Поэтому вместо того, чтобы ставить скульптуры или возводить сцену, мы делали выставки и квесты с дополненной реальностью. В итоге, научились пользоваться технологиями.
— Приспособление зданий, даже нестандартное — это сфера девелопмента, а образование — уже нет. Вы не боялись выйти за рамки своих профильных компетенций?
— Боялись, поэтому сначала сами собирались купить франшизу детского развивающего центра, но оказалось, что нормальных франшиз нет. Хотели взять героев детских книг или мультфильмов, совместить их с обучающим контентом, однако чужих героев брать нельзя — законы не позволяют. Снимать собственный полноценный мультфильм — фантастически дорого. Тогда в проекте появился известный петербургский художник Николай Копейкин, мой давний товарищ, и писательница Катя Матюшкина. Он нарисовал персонажей — она написала про них книгу, а технологии сделали их творчество мультипликационным. Так мы обошлись без не посильных для нас съемок.
Нашу образовательную методику разработали опытные петербургские педагоги. В ее основе — Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Ключевые принципы этой теории — свобода поиска и отсутствие насилия над учеником. Дети всегда правы: ребенок не ошибается, он просто мыслит по-другому. Задача учителя — вместе с учеником, развивая его мысль, прийти к одному из верных решений. У нас все преподаватели учатся ТРИЗу. Также я считаю базовыми элементами программы школы арт-лаб (мастерство, в том числе керамика) и танцевальную студию.
— Не программирование или робототехнику?
— Нет. Мы даем детям самые начальные принципы программирования, это полезно для организации мышления, и у нас входит в программу занятия лего-робототехникой. Но все это не главное, потому что современный человек должен принципиально отличаться от машины. Считать и решать широкий спектр технических задач должна машина, а ребенку нужно уметь развиваться на протяжении всей предстоящей ему жизни. Поэтому ремесло и танцы, как основные развивающие предметы, я особенно ценю в нашей школе.
Дети всегда правы: ребенок не ошибается, он просто мыслит по-другому. Задача учителя — вместе с учеником, развивая его мысль, прийти к одному из верных решений.
— Сколько вы вложили в школу и какие инвестиции понадобятся вашим франчайзи?
— Во всю площадку, включающую три здания и парк, — порядка 700 млн. руб.; в здание Школы Бенуа — около 200 млн, и еще примерно 80 млн — в образовательный продукт, то есть в методики, книги, ПО. Для франчайзи такие инвестиции — совершенно избыточны. По нашим оценкам, примерный бюджет открытия школы, занимающей 150 квадратных метров, составляет 5-6 млн руб. Они окупятся за 1,5 года. Это посильные вложения для предпринимателей, в том числе, в регионах.