Лента новостей
Япония запустила ракету Epsilon-4 с группой спутников 07:30, Технологии и медиа Разработчик сообщил о дефекте в двигателях ракеты «Ангара» 07:24, Технологии и медиа Курирующий переговоры с США северокорейский генерал прибыл в Вашингтон 06:45, Политика УЕФА поставил Россию на второе место по числу построенных новых стадионов 05:54, Общество «Коммерсантъ» сообщил о жалобе нефтяных компаний на Росгвардию 05:51, Бизнес Число жертв взрыва в полицейской академии в Колумбии достигло 11 человек 05:10, Общество В УЕФА подсчитали зарплаты российских футболистов премьер-лиги 04:59, Общество Коалиция США заявила об уничтожении командного пункта ИГ в мечети в Сирии 04:34, Политика В центре Хруничева сообщили о критическом состоянии части модуля МКС 03:40, Технологии и медиа WSJ узнала об идее властей США отказаться от пошлин на китайские товары 03:29, Политика Суд на Украине арестовал выдворенную из России журналистку Бойко 02:47, Общество Трамп отменил визит американской делегации на форум в Давосе 02:34, Политика ПЦУ назначила дату возведения на престол митрополита Епифания 01:54, Общество С жителей Чечни спишут долги за газ на 9 млрд руб. 01:50, Общество Власти Британии вызвали посла Зимбабве из-за силового подавления митингов 01:18, Политика Украина усилила охрану на границе с Россией 00:43, Политика «Роскосмос» допустил завершение работы орбитального телескопа «Спектр-Р» 00:38, Технологии и медиа Трамп запретил главе палаты конгресса летать за рубеж военным самолетом 00:13, Политика Пентагон посчитал российскую ракету угрозой действиям военных США 00:08, Политика «Нафтогаз» объяснил решение суда по активам «Газпрома» их отсутствием 17 янв, 23:57, Бизнес Настю Рыбку доставили в отдел полиции в Москве 17 янв, 23:28, Общество Путин поблагодарил сербов за дружбу во время визита в Белград 17 янв, 23:04, Политика В WADA назвали большим прорывом завершение работ в московской лаборатории 17 янв, 22:49, Общество Рейтинги без топа: почему ушла в отставку гендиректор АКРА 17 янв, 22:38, Финансы Супруг королевы Елизаветы II попал в ДТП 17 янв, 22:26, Общество Контракт на $1,4 млрд, овчарка и орден: как Путин ездил в Белград 17 янв, 22:03, Политика Чему можно научить свой умный дом 17 янв, 21:58, РБК и «Ингосстрах» CША решили увеличить число перехватчиков ракет на Аляске 17 янв, 21:57, Политика
Е.Елин - о "рыночном" пути для муниципалов
Санкт-Петербург и область, 12 мар 2013, 01:00
0
Е.Елин - о "рыночном" пути для муниципалов
Правительство Ленобласти признает, что существующая модель, при которой большая часть муниципального бюджета формируется за счет областных дотаций и субсидий, малоэффективна и предлагает муниципалам "рыночный" путь.
Фото: РБК

Взаимоотношения муниципальных и региональных властей сложны во всех субъектах РФ. Основной вопрос - источники доходов и полномочия.

Федеральное законодательство наделяет власти региона правом в значительной степени определять источники доходов и полномочия муниципалитетов. Власти многих российских регионов, в том числе и Ленинградской области, использовали это право для предельного сокращения возможностей местного самоуправления.

Региональные власти до недавнего времени предпочитали работать по модели, когда большая часть полномочий и их финансирование спускается "сверху". Основные денежные потоки регулируются и контролируются областным правительством, а муниципалам оставлено лишь право распоряжаться землей.

Определенный смысл в этом, конечно, есть (злоупотребления в МСУ действительно велики), но, с другой стороны, это лишает муниципалитеты заинтересованности в развитии бизнеса на своей территории.

Правительство Ленобласти сейчас признает, что существующая модель, при которой большая часть муниципального бюджета формируется за счет областных дотаций и субсидий, малоэффективна и предлагает муниципалам "рыночный" путь.

Постепенно снижая объем субсидий, областные власти готовы передать муниципальным образованиям часть собранных на местах налогов, в частности, налоги от малого и среднего бизнеса, тем самым обеспечивая экономические стимулы развития на местах.

О том, почему именно сейчас правительство Ленобласти решило изменить модель межбюджетных отношений и какой эффект от нововведений ожидают власти региона рассказал РБК "финансовый" вице-губернатор Ленобласти Евгений Елин.

- Какие бюджетные отношения между регионом и муниципальными образованиями области существуют на данный момент?

- Консолидированный бюджет формируется из налоговых и неналоговых поступлений. При этом часть налогов мы делим изначально, часть себе — часть муниципальным образованиям. Но те доходы, которые мы забираем себе, мы тоже начинаем делить, частично возвращая муниципалам в том или ином виде: как субсидии, либо субвенции, либо в форме иных межбюджетных трансфертов.

В последнее время можно отметить тенденцию, что все больше налоговых поступлений остается в областном бюджете, а потом мы решаем, как и на что их распределить для муниципальных образований. Если в 2009 году соотношение составляло 51 % (оставалось в областном бюджете) на 49 % (доходы муниципальных образований), то сейчас оно составляет 57 % на 43%.

Понятно, что из этих 57% значительную часть мы тоже отдаем муниципалам, но в виде субсидий, а это уже так называемые "окрашенные деньги", - средства, которые должны идти на решение конкретных задач и не могут быть потрачены на иные цели.

- А чем существующая логика межбюджетных отношений не устраивают региональные власти?

- С одной стороны, действующая схема усиливает контроль, обеспечивает целевое использование средств. Но есть и обратная сторона медали: чем больше мы контролируем, тем больше обязанностей на себя берем. Фактически получается, что, забирая у муниципалов права распределять деньги, мы снимаем с них ответственность, и перекладываем ее на плечи региональной власти.

Другой минус - происходит своеобразная подмена основного фигуранта. Получается, кто платит, тот и заказывает музыку: если более 50% поступающих к муниципалам средств, - это дотации, субсидии и субвенции от региональных властей, то основным действующим лицом становится уже не население, а правительство Ленинградской области.

Еще одна сложность — администрирование. На сегодняшний день у нас 221 субъект администрирования (17 муниципальных районов, 1 городской округ и 203 городских и сельских поселения – прим. РБК). Работая с ними напрямую, мы не в состоянии эффективно управлять ими. Как итог, - в силу большого количества взаимосвязей и удаленности поселений эффективность администрирования снижается.

- Что предлагается сделать для более эффективного администрирования?

- Выход из этого мы видим в следующем — навести порядок во взаимоотношениях с муниципальными образованиями. Есть два пути: административный путь (усилить связь с муниципалами за счет административного аппарата) и рыночный путь (обеспечить экономические стимулы развития). Невозможно сказать, какой путь лучше, какой хуже.

В первом варианте выстраивается та самая вертикаль власти, которая, на первый взгляд, эффективнее выполняет управленческие команды, но требует очень большого аппарата.

Минус второго пути - снижение управляемости. В рамках действующего законодательства районам уже невозможно приказать, надо искать компромиссы, задавать правила игры. Но, с другой стороны, это может привести к большей эффективности. Главный тезис нашего начинания — делегирование и прав, и ответственности.

- Как на практике вы будете предоставлять им права?

- Рыночный путь предполагает, что мы большую часть налогов будем передавать муниципальным образованиям, но вместе с правами и обязанностями. Параллельно мы снизим прямое субсидирование тех или иных статей, что создаст у МО мотивацию увеличивать собственную доходную базу по налогам на своей территории, чтобы в итоге вернуть в свои бюджеты неокрашенные деньги. Я считаю, что это повысит финансовую самостоятельность муниципальных районов, снизит их зависимость от финансового центра и позволит более эффективно решать общие задачи на местах.

-Вы уже пробовали реализовать подобный механизм на практике?

- Это процесс постепенный. В этом году мы, например, уже передали на уровень районов право распределять дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений. Также отдали районам 20% налога от малого и среднего бизнеса, взимаемого в рамках упрощенной системы налогообложения.

Эту политику делегирования прав и обязанностей мы хотим продолжать.

Что касается, дополнительных источников доходов муниципальных образований, то, начиная уже с 2014 года, на уровень муниципальных образований будут переданы все 100% налога от малого и среднего бизнеса, взимаемого в рамках упрощенной системы налогообложения и как минимум 10% налоговых доходов от акцизов на нефтепродукты. Это более 1,5 млрд руб. их дополнительных доходов.