Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Е.Елин - о "рыночном" пути для муниципалов

Правительство Ленобласти признает, что существующая модель, при которой большая часть муниципального бюджета формируется за счет областных дотаций и субсидий, малоэффективна и предлагает муниципалам "рыночный" путь.
Фото: РБК
Фото: РБК

Взаимоотношения муниципальных и региональных властей сложны во всех субъектах РФ. Основной вопрос - источники доходов и полномочия.

Федеральное законодательство наделяет власти региона правом в значительной степени определять источники доходов и полномочия муниципалитетов. Власти многих российских регионов, в том числе и Ленинградской области, использовали это право для предельного сокращения возможностей местного самоуправления.

Региональные власти до недавнего времени предпочитали работать по модели, когда большая часть полномочий и их финансирование спускается "сверху". Основные денежные потоки регулируются и контролируются областным правительством, а муниципалам оставлено лишь право распоряжаться землей.

Определенный смысл в этом, конечно, есть (злоупотребления в МСУ действительно велики), но, с другой стороны, это лишает муниципалитеты заинтересованности в развитии бизнеса на своей территории.

Правительство Ленобласти сейчас признает, что существующая модель, при которой большая часть муниципального бюджета формируется за счет областных дотаций и субсидий, малоэффективна и предлагает муниципалам "рыночный" путь.

Постепенно снижая объем субсидий, областные власти готовы передать муниципальным образованиям часть собранных на местах налогов, в частности, налоги от малого и среднего бизнеса, тем самым обеспечивая экономические стимулы развития на местах.

О том, почему именно сейчас правительство Ленобласти решило изменить модель межбюджетных отношений и какой эффект от нововведений ожидают власти региона рассказал РБК "финансовый" вице-губернатор Ленобласти Евгений Елин.

- Какие бюджетные отношения между регионом и муниципальными образованиями области существуют на данный момент?

- Консолидированный бюджет формируется из налоговых и неналоговых поступлений. При этом часть налогов мы делим изначально, часть себе — часть муниципальным образованиям. Но те доходы, которые мы забираем себе, мы тоже начинаем делить, частично возвращая муниципалам в том или ином виде: как субсидии, либо субвенции, либо в форме иных межбюджетных трансфертов.

В последнее время можно отметить тенденцию, что все больше налоговых поступлений остается в областном бюджете, а потом мы решаем, как и на что их распределить для муниципальных образований. Если в 2009 году соотношение составляло 51 % (оставалось в областном бюджете) на 49 % (доходы муниципальных образований), то сейчас оно составляет 57 % на 43%.

Понятно, что из этих 57% значительную часть мы тоже отдаем муниципалам, но в виде субсидий, а это уже так называемые "окрашенные деньги", - средства, которые должны идти на решение конкретных задач и не могут быть потрачены на иные цели.

- А чем существующая логика межбюджетных отношений не устраивают региональные власти?

- С одной стороны, действующая схема усиливает контроль, обеспечивает целевое использование средств. Но есть и обратная сторона медали: чем больше мы контролируем, тем больше обязанностей на себя берем. Фактически получается, что, забирая у муниципалов права распределять деньги, мы снимаем с них ответственность, и перекладываем ее на плечи региональной власти.

Другой минус - происходит своеобразная подмена основного фигуранта. Получается, кто платит, тот и заказывает музыку: если более 50% поступающих к муниципалам средств, - это дотации, субсидии и субвенции от региональных властей, то основным действующим лицом становится уже не население, а правительство Ленинградской области.

Еще одна сложность — администрирование. На сегодняшний день у нас 221 субъект администрирования (17 муниципальных районов, 1 городской округ и 203 городских и сельских поселения – прим. РБК). Работая с ними напрямую, мы не в состоянии эффективно управлять ими. Как итог, - в силу большого количества взаимосвязей и удаленности поселений эффективность администрирования снижается.

- Что предлагается сделать для более эффективного администрирования?

- Выход из этого мы видим в следующем — навести порядок во взаимоотношениях с муниципальными образованиями. Есть два пути: административный путь (усилить связь с муниципалами за счет административного аппарата) и рыночный путь (обеспечить экономические стимулы развития). Невозможно сказать, какой путь лучше, какой хуже.

В первом варианте выстраивается та самая вертикаль власти, которая, на первый взгляд, эффективнее выполняет управленческие команды, но требует очень большого аппарата.

Минус второго пути - снижение управляемости. В рамках действующего законодательства районам уже невозможно приказать, надо искать компромиссы, задавать правила игры. Но, с другой стороны, это может привести к большей эффективности. Главный тезис нашего начинания — делегирование и прав, и ответственности.

- Как на практике вы будете предоставлять им права?

- Рыночный путь предполагает, что мы большую часть налогов будем передавать муниципальным образованиям, но вместе с правами и обязанностями. Параллельно мы снизим прямое субсидирование тех или иных статей, что создаст у МО мотивацию увеличивать собственную доходную базу по налогам на своей территории, чтобы в итоге вернуть в свои бюджеты неокрашенные деньги. Я считаю, что это повысит финансовую самостоятельность муниципальных районов, снизит их зависимость от финансового центра и позволит более эффективно решать общие задачи на местах.

-Вы уже пробовали реализовать подобный механизм на практике?

- Это процесс постепенный. В этом году мы, например, уже передали на уровень районов право распределять дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений. Также отдали районам 20% налога от малого и среднего бизнеса, взимаемого в рамках упрощенной системы налогообложения.

Эту политику делегирования прав и обязанностей мы хотим продолжать.

Что касается, дополнительных источников доходов муниципальных образований, то, начиная уже с 2014 года, на уровень муниципальных образований будут переданы все 100% налога от малого и среднего бизнеса, взимаемого в рамках упрощенной системы налогообложения и как минимум 10% налоговых доходов от акцизов на нефтепродукты. Это более 1,5 млрд руб. их дополнительных доходов.

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 14 декабря
EUR ЦБ: 109,01 (-1,47)
Инвестиции, 13 дек, 18:37
Курс доллара на 14 декабря
USD ЦБ: 103,43 (-0,52)
Инвестиции, 13 дек, 18:37
Новые власти Сирии рассказали об отводе Россией части военных из ДамаскаПолитика, 00:34
На прямую линию Путина поступило более 1 млн вопросовПолитика, 00:30
Суд в Швейцарии заявил о возможности закрыть дело против дяди АсадаПолитика, 00:03
Эксперты спрогнозировали рост ключевой ставки до нового рекордаФинансы, 00:00
Генштаб ВСУ назвал «самое горячее» направление боевПолитика, 15 дек, 23:43
В Калининградской области объявили свободное посещение школ из-за штормаОбщество, 15 дек, 23:20
ТАСС узнал, какой груз перевозили танкеры в Керченском проливеОбщество, 15 дек, 22:51
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Российскому политологу Миграняну запретили въезд в АрмениюПолитика, 15 дек, 22:38
Polskie Radio узнало о первых санкциях ЕС за «гибридные действия» РоссииПолитика, 15 дек, 22:25
Пушилин заявил о 200 запертых в «кармане» у села в ДНР украинских военныхПолитика, 15 дек, 22:07
Франция возобновит дипломатические контакты с Сирией спустя 12 летПолитика, 15 дек, 22:02
МЮ забил два гола за две минуты и вырвал победу у «Манчестер Сити»Спорт, 15 дек, 22:00
Российские пловцы завершили ЧМ победой в эстафете с мировым рекордомСпорт, 15 дек, 21:54
Власти французского острова Майотта после урагана допустили тысячи жертвОбщество, 15 дек, 21:54