Ректор РЭШ С.Гуриев: "Никакие меры в области инноваций не могут заменить борьбу с коррупцией"
За четыре года диагноз российской экономики почти не изменился. Поэтому дело Д.Медведева придется продолжить будущему президенту В.Путину. Впрочем, Д.Медведев все же облегчил задачу новому главе Кремля: Россия за это время почти вступила в ВТО, губернаторы стали публиковать декларации о доходах, реализован целый ряд системных инициатив по развитию высшего образования и науки.
О том, чем закончился президентский срок Д.Медведева и что ждать от "старого нового" президента России, в интервью корреспонденту РБК daily рассказал ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев.
— Какие экономические задачи, которые ставил Дмитрий Медведев в начале президентского срока, удалось решить? Какие поручения остались неисполненными? Будут ли они решаться во время президентского срока Владимира Путина или об этих задачах просто забудут?
— Красноярская речь кандидата в президенты Дмитрия Медведева, произнесенная 15 февраля 2008 года, актуальна и сегодня. Поставленный тогда диагноз проблем российской экономики совсем не устарел. Лишь несколько предложений выполнены, в то время как большинство выдвинутых в этом выступлении приоритетов в целом повторены в программных статьях кандидата в президенты Владимира Путина. По всей видимости, основные положения повестки дня президента Медведева ему придется выполнять уже в качестве премьер-министра.
Впрочем, отдельные меры, объявленные в начале или середине президентского срока Дмитрия Медведева, были выполнены. Некоторые из них сыграли важную роль для повышения инвестиционной привлекательности России. Это и вступление в ВТО, и новый этап в переговорах о вступлении в ОЭСР, и введение позиции уполномоченного по иностранным инвестициям, и улучшение корпоративного управления в госкомпаниях. Медведев также провел ряд реформ в финансовом секторе (включая объединение бирж и создание центрального депозитария). Фактически произошел и переход к гибкому курсу рубля и таргетированию инфляции.
— Было ли этих мер достаточно?
— Судя по огромному оттоку капитала, пока Россия проигрывает своим конкурентам с точки зрения инвестклимата.
— Почему многие — в том числе и ключевые — задачи остались нерешенными?
— Официальный ответ на этот вопрос заключается в том, что власти занимались борьбой с кризисом, им было не до решения долгосрочных проблем. В то же время могло сказаться и то, что Владимир Путин и Дмитрий Медведев изначально договорились поменяться местами, так что г-н Медведев не мог заниматься долгосрочными проектами, выходящими за пределы одного срока.
Впрочем, за четыре года он принял и целый ряд важных неэкономических решений. Он сменил половину губернаторов (в основном тех, кто не смог обеспечить высокий процент "Единой России" на региональных и федеральных выборах), добился опубликования деклараций доходов и имущества чиновников, существенно сократил призыв в армию.
— Помимо улучшения инвестклимата, важной темой в последние четыре года стала тема модернизации и создания инновационной экономики. Насколько президентская политика по развитию науки была результативной? Может ли такой институт, как Сколково, решить задачу развития инноваций в России?
— Хотя многие российские и зарубежные аналитики критикуют Медведева за его "инновационные проекты", как раз они — и в первую очередь Сколково — развиваются успешно. Уже начаты строительные работы в Сколково, подписано соглашение с Массачусетским технологическим институтом, в инноград пришли практически все значимые международные и российские технологические компании. Насколько одного Сколково достаточно для такой большой страны, как Россия, судить пока рано.
С другой стороны, был реализован целый ряд системных инициатив по развитию высшего образования и науки — создание национальных исследовательских университетов, федеральных университетов, программы мегагрантов. Развернуто тестирование по ЕГЭ, налажена работа по постоянному улучшению ЕГЭ. Власти вплотную подошли к реализации программы обучения российских граждан за рубежом.
Но никакие меры в области инноваций и образования не могут заменить борьбу с коррупцией. А без этого, в свою очередь, невозможен и быстрый экономический рост. Именно поэтому в путинской статье в "Ведомостях" автор ставит на первое место борьбу с коррупцией (улучшение инвестиционного и делового климата, то есть борьба с коррупцией, создание независимой и эффективной судебной системы, защита прав собственности и конкуренции). В макроэкономике — консервативная и предсказуемая бюджетная политика и борьба с инфляцией. Уже сейчас понятно, что сделанные в последние годы обещания дополнительных бюджетных расходов не подкреплены источниками доходов. Скорее всего эти обещания будут "перенесены" на будущее (или вовсе отменены). В то же время придется повысить пенсионный возраст, иначе пенсионная система обанкротится так быстро, что не хватит денег и на выплаты сегодняшним пенсионерам.
— Какие экономические задачи станут актуальными в президентский срок Владимира Путина?
— Главным индикатором экономического курса Путина и Медведева станет реализация планов масштабной приватизации. Дмитрий Медведев не раз заявлял о необходимости приватизации всей государственной собственности, за исключением блокирующих пакетов в инфраструктурных компаниях. Владимир Путин соглашался с ним и говорил о том, что правительство не заинтересованно в построении госкапитализма. Тем не менее доля государства в экономике продолжала расти.
Будут ли выполнены обещания Путина и Медведева в области приватизации? Этого мы пока не знаем. Но именно эти действия и покажут серьезность намерений президента и премьер-министра. Если этого не произойдет, не надо будет удивляться продолжающемуся оттоку капитала.
Корреспондент: Анастасия Литвинова