Операторы петербургских АЗС могут резко потерять в доходах
Прибыль операторов АЗС в Петербурге может резко сократиться. О вероятности такого сценария эксперты сообщили по итогам первого дня торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. Котировки АИ-95 выросли на 2,41% — до 53 864 руб. за тонну. Однако сопоставимого повышения розничных цен эксперты и участники рынка не ожидают. Это, по их словам, поставит под угрозу прежде всего бизнес АЗС, не входящих в вертикально интегрированные нефтяные компании.
Рост на фоне дефицита
Рост биржевых цен на топливо связан с дефицитом предложения, пояснил в разговоре с изданием глава Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин. «Не все сегодня смогли купить те объемы, на которые рассчитывали, соответственно, и цены оказались выше запланированного. У одних участников торгов из пяти заявок исполнено всего две», — приводит слова эксперта «Фонтанка».
Объясняя дефицит топлива в России, эксперты указывают на относительно благоприятную конъюнктуру на мировом рынке. Так, по данным Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса, с 16 по 22 декабря 2020 года объем производства бензина в России увеличился на 2,6% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. За это же время объем его реализации на российском рынке сократился на 2,2%.
Кому будет хуже
Однако резкого скачка розничных цен на топливо аналитики не ожидают, поскольку цены де факто регулируются государством. Такая ситуация ставит в невыгодное положение независимых операторов АЗС. Они в отличие от заправок, принадлежащих ВИНКам, максимально чувствительны к росту закупочных цен на топливо.
Участники рынка напоминают, что подобные ситуации наблюдались и раньше, что фактически привело к зачистке петербургского рынка от независимых игроков. «Если ВИНКи еще могут компенсировать убытки розницы за счет экспорта и оптовых продаж, то независимым АЗС остается только «замотать шланги» и покинуть рынок», — говорил ранее РБК Петербург президент «Независимого топливного союза» Павел Баженов.