Петербург «погорел» на сомнительных сделках
Петербург из лидеров общероссийского рейтинга эффективности госзакупок превратился в аутсайдера. По словам экспертов, в последние годы уровень конкурентности при городских госзакупках значительно понизился — в результате выросла доля сомнительных сделок. Петербургские антимонопольщики, в свою очередь, говорят, что дальнейший мониторинг государственных тендеров принесет еще больше «сюрпризов».
Провал конкурентности
Согласно опубликованному рейтингу эффективности госзакупок, который два раза в год (за первое полугодие и за год) составляет аналитический центр при правительстве РФ совместно с компанией «Закупки 360», в первом полугодии 2017 года Петербург занял 41 место среди всех 85 регионов РФ, опустившись с 2016 года на рекордные 39 мест (с 4-го места в 2016 году).
Впрочем, среди трех регионов с наибольшей долей госзакупок (от их общего объема в РФ) Петербург стоит выше всех — в Москве (48 место) и Московской области (52 место) ситуация еще хуже. Правда, они провалились немного меньше — Москва на 30 мест (с 18-го в 2016 году), Московская область — на 23 места (с 29-го места).
Расчет индекса эффективности
Рейтинг составляется по результатам расчета индекса эффективности (IE), учитывающего взвешенные результаты для каждого региона по пяти основным критериям: конкурентности; экономности; эффективности планирования; конфликтности; подозрительности закупок. Каждый критерий рассчитывается по специальной методике. Все критерии входят в IE с некоторым весом, определенным так, чтобы суммарный вес всех пяти критериев был равен 1.
Самый крупный провал произошел в Петербурге по критерию «конкурентность закупок», который аналитический центр считает самым важным, поскольку он «оказывает наибольшее влияние на общую оценку эффективности региона в сфере закупок и позицию региона в рейтинге, т.к. именно создание субъектом РФ условий для конкурентной борьбы предполагает наиболее эффективное расходование бюджетных средств». По этому критерию город, как отмечают в аналитическом центре, провалился на 44 места: с 4-го в 2016 году на 48-е в первом полугодии 2017 года.
Несмотря на то что, как отмечают эксперты аналитического центра, в Петербурге наблюдается очень большое число участников по всем закупкам в среднем (3,5 допущенных участника), на крупные закупки приходит меньшее число участников относительно других регионов (2,1 допущенных участника по закупкам с начальной максимальной ценой контракта свыше 10 млн руб.). Так, по показателю «средневзвешенное число допущенных участников» регион занял только 58-ю позицию, опустившись на 56 мест (в 2016 году по показателю «среднее число допущенных участников» Петербург занимал 2-ю позицию).
Подозрения растут
Доля подозрительных закупок в Петербурге с годами менялась по-разному. В 2016 году она заметно сократилась, благодаря чему город поднялся по этому показателю с 42 места в 2015 году до 16 места. Однако потом ситуация заметно ухудшилась — и в первом полугодии 2017 года Петербург откатился на 33 место.
В качестве критериев для определения потенциальной подозрительности закупок используются стоимость одного дня заключенного контракта в регионе (стоимость контракта в расчете на один день его исполнения), доля контрактов, заключенных с участниками, предложившими максимальную цену при организации конкурса или запроса предложений. Также учитывается доля контрактов в стоимостном выражении, которая приходится на наиболее крупных поставщиков региона, что частично отражает «тесноту» работы региональных заказчиков с данными поставщиками.
Игра тяжеловесов
Петербургское УФАС, отвечая на просьбу РБК Петербург прокомментировать ситуацию, обращает внимание на два показателя. «Наибольший интерес для нас, как для антимонопольного ведомства, представляют разделы конкурентности закупок и закупки с подозрением на нарушения (рассматриваем вместе муниципальные и региональные закупки)», — подчеркивают в ведомстве.
Что касается конкурентности, то УФАС отмечает крайне негативную тенденцию: «Санкт-Петербург заметно теряет свои позиции. В 2015 году наш город был на первом месте в РФ, в 2016 — на четвертом, а в первом полугодии 2017 — уже на 16-м. Правда, и Москва упала в этой части рейтинга со второго места в 2015 году на 48-е в 2017-м». На вопрос о причинах УФАС ответить затруднилось, отметив лишь зависимость числа участников закупок от сложности госзадания: «Как правило, если аукцион на небольшую сумму (на поставку несложных работ или услуг), допустим, закупаются канцтовары, то и на участие заявляются семь-восемь компаний. Если же говорить об аукционах на сложные работы, например, на ремонт дорог, то тут круг потенциальных подрядчиков заведомо ограничен и на таких аукционах обычно бывает два-три участника».
Эксперты аналитического центра указывают на возможное влияние для этих регионов изменения в 2017 году методики расчета критерия конкурентности, вследствие чего «конкуренции на крупных закупках стало уделяться большее внимание», а лидеры по объемам закупок как раз и отличаются гораздо большим, чем в других регионах, числом крупных закупок. Правда, снижение показателя конкурентности госзаказа в Петербурге началось еще до изменения методики.
В ожидании сюрпризов
Что касается сомнительных сделок, то в УФАС обратили внимание на то, что «процент контрактов, заключенных с участниками, предложившими максимальную стоимость, составляет: в 2015 — 0,1; 2016 — 0,65; 2017 — 0,63. «Если сравнивать эти данные с Москвой, то в первом полугодии 2017 года у столицы самый большой процент контрактов (1,94), заключенных по максимальной стоимости», — отмечают антимонопольщики.
Говоря об итогах исследования аналитического центра, в УФАС призывают не торопиться с выводами. «Хочется обратить внимание, что в рейтинге за 2017 год представлены данные только за первое полугодие. Поэтому делать какие-то серьезные выводы относительно состояния петербургских городских и муниципальных закупок в целом за год еще рано. Необходимо дождаться окончательных выводов аналитического центра, которые, я уверен, могут еще преподнести сюрпризы», — подчеркнул руководитель Санкт-Петербургского УФАС России Вадим Владимиров.