Хайтек и мумии: кто и зачем создал в Петербурге новую высшую школу
Европейский университет в Санкт-Петербурге совместно с Государственным Эрмитажем открыл Международную школу искусств и культурного наследия. Учреждение, которое стало отдельным структурным подразделением университета, будет готовить специалистов в области академического искусствоведения и музейного дела, задачей которых станет сохранение культурного наследия в новой технологической среде.
Опрошенные РБК Петербург эксперты с интересом отнеслись к проекту, однако заметили, что польза от объединения разных институций пока не очевидна, а городу гораздо больше не хватает образованных творческих людей, чем специалистов, владеющих технологиями.
Партнёрство с «Яндексом» и «Солофармом»
Как пояснили РБК Петербург в Европейском университете, школа создается на основе уже существующего факультета истории искусств. В образовательные программы войдут как уже существующие направления по истории искусства и филологии, так и новые — по музейному делу, кураторству и digital humanities (цифровые гуманитарные науки). При этом преподавать в школе будут в том числе специалисты по машинному обучению, генетике и дизайну.
Также в школе будут созданы лаборатории для проведения научных исследований. Одна из них — Лаборатория искусственного интеллекта в искусстве — создается в партнерстве с компаниями из сферы высоких технологий: «Яндексом» и BrainGarden. А лабораторию палеогеномики будут курировать медико-генетический центр Genotek и компания «Гротекс» (бренд «Солофарм»).
В школе будут созданы лаборатории в партнерстве с «Яндексом», BrainGarden и «Гротексом»
Программа школы будет включать в себя уровень магистратуры, аспирантуры и дополнительного профессионального образования. Первый набор в школу планируется в следующем году. Как рассказали РБК Петербург в вузе, новые программы по кураторству и музейному делу в формате дополнительного профессионального образования стартуют осенью 2022 года, в магистерском формате — с 2023 года.
Генетики-искусствоведы
«Это только начало реализации принципиально новых учебных программ Европейского университета, а начало может выглядеть необычно и вызывать вопросы», — отметил член попечительского совета Европейского университета в Петербурге, генеральный директор фармкомпании «Солофарм» Олег Жеребцов. Он пояснил, что университет трансформируется, осваивая новые области на стыке гуманитарных наук, биологии, медицины, математики, и что «попечительский совет поддержал ректора Вадима Волкова и его команду профессоров в программе такой трансформации».
Лия Чечик, возглавившая новое образовательное учреждение (по образованию искусствовед, окончила исторический факультет МГУ им. Ломоносова, защитила диссертацию в венецианском Университете Ка-Фоскари), до последнего времени руководила отделом публичных программ в Еврейском музее в Москве. Она отметила, что главная задача вуза — создать сообщества профессионалов, владеющих различными инструментами. Так, в школе объединят генетиков, специалистов по компьютерным наукам, искусствоведов, культурологов и хранителей для совершенно нового взгляда на историю.
«Это только начало реализации принципиально новых учебных программ Европейского университета, а начало может выглядеть необычно и вызывать вопросы»
«Ученые, изучая генетический материал, обнаруженный во время археологических экспедиций и находящийся в коллекции Государственного Эрмитажа, могут дать нам совершенно новую информацию о древнем человеке, хронологии и структуре палеокультур. В свою очередь, новая информация поможет по-другому репрезентировать историю древних культур в музейных экспозициях, делать захватывающие выставочные проекты. Такая деятельность напрямую отвечает второй части названия школы, а именно «культурному наследию», — пояснила РБК Петербург Лия Чечик.
Биоматериал из Эрмитажа
Палеогенетические исследования, по мнению Жеребцова, позволят открыть «целые пласты новых знаний в гуманитарных областях», и возможность их проводить выделит Европейский университет на фоне других гуманитарных школ. «Эрмитаж же обладает большим объемом биоматериала, который раньше не принято было так называть — это мумии, останки людей из разных археологических раскопов — поэтому палеогенетические методы ему важны, и логично объединение усилий музея с Европейским университетом в этом образовательном проекте».
«Эрмитаж обладает большим объемом биоматериала, — это мумии, останки людей из разных археологических раскопов — поэтому палеогенетические методы ему важны»
Как пояснил Олег Жеребцов, участие «Солофарма» в создании международной школы заключается в строительстве и оснащении палеогенетических лабораторий. «Мы технический партнер; проводить исследования, определять их темы, интерпретировать результаты будут не связанные с нами ученые», — добавил предприниматель. Не исключено, по его словам, что в будущем научно-технологические лаборатории школы искусств могут получить «приписку» к какому-то другому из новых учебных проектов Европейского университета. «Новые науки сложно привести к привычным нам стандартам; определить их место в сложившемся разделении областей знаний — искусство, история, биология...», — отметил руководитель «Солофарма».
Проблема — не в количестве выпускников
По мнению основателя Санкт-Петербургской классической гимназии и Дома культуры, историка Льва Лурье, польза от объединения разных институций и направлений — музея, технологических лабораторий и других — не очевидна. Поскольку в Европейском университете уже существует факультет истории искусств, в котором есть магистратура, а лекции читают в том числе эксперты из Эрмитажа, создание дополнительной структуры «не кажется необходимым». Он также отметил, что учебных заведений в области культуры в городе достаточно; вопрос — в качестве их выпускников.
«Проблема же заключается не в количестве людей с дипломами. Не хватает cultural background (культурного уровня). Любой гуманитарий — это прежде всего комментатор, который может поставить любое произведение — не важно, архитектура это, живопись или литература — в контекст. Чем в большее количество контекстов он погружен, тем богаче будет его комментарий. Обеспечит ли создание нового учебного центра нужное качество, я не знаю», — отметил Лев Лурье в разговоре с РБК Петербург.
«Проблема же заключается не в количестве людей с дипломами. Не хватает cultural background (культурного уровня)»
Директор петербургского Манежа Павел Пригара отметил, что в городе сегодня нет недостатка в специалистах, владеющих технологиями, в том числе готовых работать с новыми электронными форматами, программированием, дополненной реальностью или искусственным интеллектом. При этом, по его словам, ощущается нехватка именно творческих людей. «Нужны специалисты, которые чувствуют себя свободно в творческой среде, готовы с ней взаимодействовать на одном уровне с творцами, создают новые смыслы и идеи — это является самым ценным. Всё современное искусство построено на возможностях индивидуально интерпретировать это искусство, поэтому нужна способность свободно переосмыслять художественное наследие при понимании, что связь между классическим и современным искусством непрерывная, не разделять эти понятия», — добавил он.