Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Добрые дела по-русски: почему благотворительность остается "варварством"

Благотворительность в России становится массовым явлением — из-за кризиса количество компаний-доноров снижается, но при этом число физических лиц-жертвователей заметно растет. В том числе, донорами становятся сотрудники тех фирм, которые сокращают корпоративные бюджеты на благотворительные цели. Массовость добрых дел требует, чтобы их привели в разумную систему — хаос и недоверие, царящие в этой сфере, драматически снижает эффективность благих порывов.

Смена вех

До последнего времени порядка 90% отчислений на благотворительность, по экспертным оценкам, в России делали корпоративные доноры, и только 10% — частные лица. На Западе существует противоположное соотношение: львиную долю пожертвований совершают граждане. Массовый поход в благотворительность, начатый российскими физическими лицами, является признаком взросления общества.

Как отметила в одном из интервью административный директор фонда AdVita («Ради жизни») Елена Грачева, «юридических лиц среди жертвователей стало меньше, а физических больше; увеличилось количество жертвователей, но снизилась средняя сумма пожертвований». «Все больше и больше людей сталкиваются с мыслью о вовлечении в благотворительность. Я бы сказала, что эта мысль для многих стала повседневной», — добавила она. Эти тренды подтвердили участники дискуссии клуба Winner «Социальная роль и проекты бизнеса», проведенной РБК Петербург.

«Мы теряем крупных доноров, из-за кризиса складывается драматическая ситуация с крупнейшими давними партнерами, и это происходит не только у нас, — рассказала президент благотворительной общественной организации «Перспективы» Мария Островская. — Но, с другой стороны, все больше и больше участников вовлекаются в благотворительную деятельность. Мы потеряли за последний год порядка 20% поступлений со стороны бизнеса, однако в целом у нас финансирование не уменьшилось». «Компании, вынужденные экономить корпоративные средства, остаются партнерами организации — они участвуют в акциях, стимулируют своих сотрудников к благотворительности, и это становится общим делом, — продолжила она. — Иногда компании предлагают сотрудникам внести личные средства, и к каждому перечисленному ими рублю прилагают еще два».

Личная вовлеченность топ-менеджеров и сотрудников компаний в благотворительность — а не только отчисления корпоративных денег — важная примета времени. Проявляется эта вовлеченность, впрочем, по-разному.

Борьба за их независимость

По словам директора макрорегиона «Северо-Запад» Tele2 Олега Телюкова, главное направление деятельности компании в сфере социальной ответственности — поддержка социального предпринимательства. «Его нельзя назвать в чистом виде благотворительностью. В данном случае деньги не просто выделяются для точечного решения проблемы, речь идет об инвестициях в проекты, направленные на создание благоприятной социальной среды», — поясняет он. Помимо инвестиций в адрес социальных предпринимателей, Tele2 и фонд «Навстречу переменам» оказывают им консалтинговую помощь.

«Руководители и сотрудники самых разных подразделений компании становятся бизнес-наставниками социальных предпринимателей, дают экспертную оценку проектам и помогают в решении стратегических вопросов, — рассказывает Олег Телюков. — Главный результат такого взаимодействия мы видим в том, что важные для общества проекты благодаря правильному управлению практически не нуждаются в благотворительной помощи и развиваются как полноценный бизнес».

Что касается инвестиций, то, по словам Телюкова, «ежегодно фонд при поддержке компании проводит конкурс среди социальных предпринимателей, победители которого получают 1,2 млн рублей, а также консультационную помощь в формате бизнес-инкубатора». В прошлом году в конкурсе участвовали порядка 400 предпринимателей, гранты получили шесть проектов, из них два — из Санкт-Петербурга. Это детские сады Надежды Самойловой для детей с особенностями развития и проект «Я тебя слышу», направленный на адаптацию детей с восстановленным слухом.

В этом примере присутствует синергия усилий трех сторон: специализированных институтов (в лице благотворительного фонда), крупной корпорации и ее сотрудников.

Социальное предпринимательство как маневр уклонения

Развитие социального предпринимательства в России — крепнущий тренд, обусловленный кризисом и борьбой с иностранными агентами, считает председатель правления Центра развития некоммерческих организаций Анна Орлова. «Принимать взносы иностранных жертвователей стало трудно, а их вклад в благотворительность в России до последнего времени был серьезным. Ответом на сокращение пожертвований бизнеса и спонсорских взносов стала попытка благотворительных организаций заняться коммерцией, которая им разрешена в качестве источника финансирования основной деятельности. Государство пригласило НКО участвовать в госзаказе и оказании социальных услуг, но не всем это нравится, и создание проектов в сфере социального предпринимательства — для многих более привлекательная альтернатива. Новые активисты, пополняющие ряды благотворителей, сейчас чаще принимают решение создавать не НКО, а социальную компанию — сегодня это проще», — говорит она.

«Социальным предпринимателем, возможно, быть сложнее, чем руководителем НКО, — возражает доцент кафедры стратегического и международного менеджмента Ольга Верховская. — Если благотворительная общественная организация решает задачу, как эффективно потратить деньги, то у социальной компании — задача заработать. При этом большинство из них работают с теми слоями потребителей, которые не могут много платить, что и стимулирует социальных предпринимателей к поиску инновационных моделей получения дохода».

Марш одиночек

О другой модели участия бизнеса в благотворительности рассказал генеральный директор ресторанной группы Skyrest Александр Затуливетров: «Один из наших ресторанов проводил благотворительные акции. А именно, там мы покупали у людей книги по 10 рублей и тут же продавали их по 200 рублей, все вырученные деньги направляли в детские дома. Книг приносили очень много, и очень часто люди покупали книги, узнав, что так собираются деньги на благотворительность. За два года мы собрали 10 тысяч книг и перевели в детские дома более 200 000 рублей».

Как поясняет ресторатор, детские дома-получатели помощи расположены далеко от крупных городов, в Тульской и Кемеровской областях. «И они, мягко говоря, в плохом состоянии — я всякий раз собираюсь с духом перед тем, как зайти внутрь», — говорит Александр Затуливетров. Адреса подшефных домов ему подсказали друзья из фонда «Подари будущее», но помощь оказывается, минуя фонды, — Затуливертов лично ездит к подшефным и покупает то, в чем они особенно нуждаются в данный момент. Переводить деньги через благотворительные организации ресторатор считает рискованным: «Занимаясь бизнесом, мы так часто сталкиваемся с жульничеством всех мастей и видов, что доверять кому-либо деньги не хочется».

В этом примере синергия участников благотворительной системы отсутствует, и по экспертным оценкам, таких проектов благотворителей–одиночек — большинство в сегодняшней России. Поскольку они не попадают ни в какие статистические массивы, любые количественные характеристики отечественной благотворительности отражают условную реальность, а приближенных к правде цифр попросту не существует. «Если бы вы обратились к нам, то достигли бы гораздо большего эффекта — и сбор средств, и распоряжение ими у профессиональных благотворительных организаций получается эффективнее, чем у бизнесменов, которые являются профессионалами в чем-то другом», — прокомментировала Мария Островская историю Александра Затуливетрова.

Партнерство важнее денег

«Можно не иметь большого корпоративного бюджета на благотворительность, но быть очень успешным в этой области, благодаря наличию многих партнеров и системности совместной с ними работы, — подчеркивает Мария Островская. — Например, «Астория» пользуется большим уважением среди благотворителей, хотя не осуществляет прямых финансовых вливаний». «Мы не делаем финансовых отчислений на благотворительность в силу разных причин, — подтверждает заместитель генерального директора гостиниц «Астория» и «Англетер» Наталья Изотова. — Наш путь — это поддержка организаций, которые занимаются сбором средств. Мы находим возможность предоставлять таким организациям площадку и помогать им в проведении мероприятий. Например, у нас проходит ежегодный благотворительный рождественский базар, организуемый «Международным женским клубом». В прошлом году, совместно с организацией «Старшие братья. Старшие сестры», мы смогли реализовать и собственный проект — организовали украшение рождественской елки в «Англетере» для детей из детских домов.

Тридцать лет и ныне там

По мнению журналиста Федора Гаврилова, наблюдающего за работой петербургских НКО с середины 90-х, формы благотворительности, превалирующие в России, и через несколько десятилетий постсоветского развития остаются варварскими. «Варварство обладает многими симпатичными чертами в сравнении с цивилизованной жизнью — например, его отличает искренность, непосредственность, эмоциональность, — поясняет он. — Люди поддаются сердечному порыву — помогать, не долго думая о том, правильно ли они действуют». Но сердце — не лучший советчик, когда речь идет о решении масштабных, системных гуманитарных проблем.

«Реальные некоммерческие организации работают в России уже почти три десятилетия, — продолжает Федор Гаврилов. — И что за это время изменилось? Увы, очень немного: бизнес все так же считает активистов НКО неопрятными неформалами или опасными жуликами, и лично развозит детям деньги и обогреватели, либо создает собственные, корпоративные, фонды. НКО, в свою очередь, привыкнув получать гранты крупных западных или российских доноров, почти не знакомы с российским бизнесом, и гордятся сотрудничеством с десятком компаний, когда таких партнеров должно быть сотни, если не тысячи, у каждой крупной организации».

«Кооперация с властями разных уровней — каждый раз приключение, иногда опасное. Словом, в отсутствие межсекторальной командной игры, благотворительность в России остается по преимуществу спортом отдельных героев. Да, их много и становится все больше, но, как мы знаем из футбольной истории, порядок бьет класс. А порядка в благотворительной сфере мало, каждый играет сам за себя», — заключает Федор Гаврилов.

Базовая комплектация помощи

«В корпорациях есть сложившаяся благотворительная политика; в нашем случае она включает в себя несколько направлений, — говорит член совета директоров ООО «Максидом» Мария Евневич. — Это, во-первых, помощь нуждающимся — детским домам, хосписам и так далее; во-вторых, мы помогаем восстанавливать церкви. Хотя наша семья не является религиозной, мы считаем, что роль церкви в воспитании общества очень важна. В-третьих, мы поддерживаем молодых ученых — физиков и математиков, и, в-четвертых, помогаем развивать спорт. Это, условно говоря, базовая комплектация. Наша компания бюджеты на «базовую комплектацию» не снизила, а вот «факультативные» отчисления — сократились. Есть, например, спонсорские проекты по поддержке культурных мероприятий, без которых можно обойтись. И, мне кажется, в большинстве случаев крупные благотворители постараются сохранить базовую помощь, и для этого максимально сократят факультативные направления».

Благотворительность в нон-профит реальности

Как общество относится к бизнесу — такой вклад со стороны бизнеса и видит в ответ, рассуждает директор компании «Конфидент. Инженерные системы» Петр Кузнецов. «В прошлые годы мы осуществляли проекты, которые можно отнести к социально ответственным, но сейчас средний бизнес занят выживанием, так что возможность делать отчисления на общественно полезные дела исчезла, — говорит он. — А причина в том, что общество относится к бизнесу враждебно, и эта враждебность находит отражение в действиях государства: нагрузка на компании постоянно растет, деловой климат — ухудшается. Главную социальную роль бизнеса я вижу в том, чтобы работать над изменением условий нашей работы». Как пошутил Александр Затуливетров, «скоро весь российский средний бизнес будет нон-профит, поэтому роста числа нон-профит проектов ждать не приходится».

Мария Островская, президент общественной организации «Перспективы»:

Неопределенность понятий «политическая деятельность» и «иностранное финансирование», появившиеся из-за закона «об иностранных агентах», вносит в социальную сферу страны атмосферу страха и чрезмерных опасений. Есть риск того, что социально ориентированные НКО вообще перестанут решать проблемы системно, перестанут осмыслять их в контексте общества и взаимодействия с государством из страха, что это могут счесть политической деятельностью.

С иностранным финансированием еще смешнее, потому что любой опущенный в ящик доллар — это уже помощь из-за рубежа, ведь объем иностранного финансирования законом не определен. И дело даже не в том, что эта норма отпугивает иностранных меценатов. Иностранное финансирование — это большая поддержка, но сказать, что если она закончится, все умрет, никак нельзя. Сейчас достаточно много поддержки от граждан и государства.

Гораздо хуже последствия для самой социальной системы. Ведь в результате у недобросовестных чиновников появляются рычаги уничтожения организаций, которые стремятся решать проблемы системного взаимодействия с государством.


Дискуссия «Социальная роль и проекты бизнеса» состоялась в рамках серии встреч «Клуб Winner — встречи прогрессивных бизнесменов за бокалом вина» в ресторане «Палкинъ». Партнерами мероприятия выступили компании Tele2 и World Class.

Фоторепортаж
Санкт-Петербург и область 
Мария Островская, общественная организация «Перспективы»

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
В Москве заработают новые выделенные полосы для общественного транспорта Общество, 05:08
Над Рязанской областью подавили беспилотник Политика, 04:58
Германия решила купить дополнительные Patriot на фоне поставок ПВО Киеву Политика, 04:51
США самостоятельно произвели первые 90 кг обогащенного урана Политика, 04:43
В Армении перекрыли трассу, протестуя против передачи сел Азербайджану Политика, 04:19
В Москве арестовали участников белгородской ОПГ по делу об исчезновениях Общество, 04:17
В Смоленской области после падения дрона начался пожар на объекте ТЭК Политика, 03:49
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
Фонтаны Петергофа впервые за много лет работают в снегопад. Видео Общество, 03:45
Выпуск новых биткоинов в четвертый раз в истории сократился вдвое Крипто, 03:26
Киргизский Finca Bank ограничит переводы из Сбербанка и Тинькофф-банка Финансы, 03:21
Приставы передали изъятые за пьяную езду машины на нужды военной операции Политика, 03:00
На военной базе в Ираке произошел взрыв Политика, 02:59
«Ъ» связал увольнение ректора Института русского языка с партнерами вуза Политика, 02:10
Над Тульской областью сбили дрон Политика, 02:08