Петербургские страховщики озвучили несколько сценариев развития рынка
Участники петербургского рынка страхования ожидают по итогам года снижения объема страховых премий на 15-30%. Больнее всего по ним ударили проблемы партнеров из туристической и автомобильной отраслей. Оснований для оптимизма не дает и снижение платежеспособности людей и компаний. В результате прибыль по всей отрасли упадет, а конкуренция усилится.
Падение рынка
«По этому году позитивный прогноз для рынка — минус 15% к 2019 году, а негативный (если осенью придет вторая волна эпидемии и будут серьезные курсовые колебания) — минус 25%», — заявил в ходе онлайн-конференции Владимир Храбрых, директор филиала СПАО «Ингосстрах» в Петербурге и Ленинградской области. В «Росгосстрахе» придерживаются «оптимистичной» оценки и ожидают, что снижение составит порядка 11%. Аналитики управления стратегического анализа рынка СК «Согласие» склоняются к более пессимистичному прогнозу — снижению сборов на 20-30% по итогам 2020 года.
Напомним, что согласно официальным данным ЦБ, по итогам 2019 года петербургский рынок страхования вырос на 31% по сравнению с 2018 годом, общий объем премии страховых компаний в Петербурге составил 123,8 млрд руб. Однако такой рост объясняется тем, что один из крупнейших страховщиков — компания «Согаз» — перенес свой корпоративный портфель из Москвы в Петербург в связи со сменой регистрации. Без учета этих результатов рост составил 0,7%.
Виноваты автомобили и безработица
«Сокращение рынка по Петербургу и России в целом уже сейчас составляет 15-25%, по итогам года ситуация будет зависеть от сроков снятия карантинных ограничений», — говорит Александр Остроумов, заместитель генерального директора «Совкомбанк Страхование». Он ссылается на последствия карантинного режима: произошло резкое снижение продаж новых автомобилей, туристического потока в выездном и внутреннем туризме, средней премии, остановилась работа ряда отраслей, а значит снизилась общая покупательная способность.
Владимир Храбрых наиболее пострадавшим видом страхования назвал автострахование — оно напрямую зависит от продаж новых машин, которые в апреле, по его словам, упали более чем на 70%. «По отдельным сегментам (ипотечное страхование, страхование заемщиков автокредитов) падение на сегодняшний день произошло практически до 60%», — дает схожую оценку директор Санкт-Петербургского филиала «Страхового Дома ВСК» Дмитрий Лучков. Страхование имущества, транспорта, расширенные программы добровольного медицинского страхования в сегменте среднего бизнеса тоже отошли на второй план, добавляет Лучков.
Без офисов и спроса
Основными последствиями для страхового рынка станут усиление конкуренции на фоне снижения прибыли по страховым операциям, сдвиг в онлайн-процессы (и продажи, и урегулирование), а также снижение среднего уровня цен за счёт появления дешёвых продуктовых опций, перечисляет Александр Остроумов. Владимир Храбрых подчеркнул, что несмотря на падение рынка, «Ингосстрах» готовится расти, в том числе за счет других страховых компаний.
В «Согласии» в нерабочий период онлайн-продажи выросли в три раза. В «Росгосстрахе» тоже отмечают, что пандемия коронавируса стала катализатором онлайна в продажах и при урегулировании убытков. По этой причине, а также из-за ухода ряда игроков, возможно сокращение розничной сети офисов страховщиков. «Безусловно ожидаем уход с рынка небольших страховых компаний, ведущих агрессивную демпинговую политику в отношении своих продуктов для сокращения рисков грядущих кассовых разрывов и, как следствия, санации. В то же время все крупные игроки рынка продолжают активно инвестировать в развитие IT-сервисов, развивать клиентский и агентский сервис», — говорит Лучков.
Скорее всего, потребитель полностью не откажется от страховой защиты, а будет использовать усеченные программы страхования, например, миниКаско (полисы с необходимым набором рисков по минимальной цене), считают в СК «Согласие».
Полное восстановление объёмов рынка следует ожидать не ранее 2021 года, говорит Александр Остроумов. Заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантия» Дмитрий Большаков считает, что восстановление страхового рынка запаздывает на 6 месяцев от восстановления экономики в целом, а наиболее реалистичные прогнозы восстановления российской экономики — конец 2022 года — начало 2023 года.