Власти решили развивать Петербург по-голландски
Петербургские чиновники с начала года работают над новым Генпланом города. Существующий план действует до 2015г., таким образом, власти через полтора года должны представить новый документ, который, по сути, будет определять градостроительную политику Петербурга вплоть до 2025г.
На совместной встрече властей, бизнеса и общественности, организованной при поддержке НП «Объединение строителей СПб» и проекта РБК «Будущий Петербург» в рамках XVIII Международного конгресса по строительству IBC, чиновники рассказали о первых итогах работы над важнейшим городским документом.
Вице-губернатор города Марат Оганесян, открывая дискуссию, обозначил, что только при комплексном освоении территорий можно избавить Петербург от дисбаланса, который сейчас возник в сфере жилищного строительства. «Сегодня любого человека при выборе квартиры волнует качество среды. Город считает, что только при комплексном подходе мы сможем переломить ситуацию, когда в кварталах у нас вырастают каменные джунгли. Мы считаем, что приоритет должен быть за малоэтажными проектами», - сообщил чиновник.
Такое заявление властей несколько насторожило присутствующих на встрече представителей крупного строительного бизнеса Петербурга - ЛСР, ЮИТ, RBI, Setl Group. Бизнесмены согласились, что малоэтажное жилье - это, безусловно, более качественная среда, но выразили опасения, что стоимость таких домов будет несколько выше, чем может принять рынок. По словам главы холдинга RBI Эдуарда Тиктинского, реализация таких проектов возможна далеко не на всех территориях в Петербурге. По его словам, во-первых, для реализации малоэтажных проектов нужна большая площадь, во-вторых, у такого жилья получается достаточно высокая себестоимость. "К примеру, плотность трехэтажного проекта у нас составляет 4-5 тыс. кв метров на га», - рассказывает эксперт. Гендиректор «ЮИТ Санкт-Петербург» Михаил Возиянов поделился опытом, что в одном из городских проектов компании, где как раз задумана среднеэтажная застройка, экономика проекта все равно потребовала строительства нескольких многоэтажных башен.
Развивая тему, шеф-редактор газеты «Недвижимость и строительство Петербурга» Дмитрий Синочкин, напомнил, что при формировании градостроительной стратегии город должен учитывать особенности жилищного строительства в соседней Ленобласти: «Область сейчас доедает тот спрос, который был вытеснен из города в последние годы. С этим фактором надо считаться. Чтобы предлагать конкурентные с Ленобластью цены, можно рассматривать несколько вариантов. Либо мы при росте населения уходим в высоту, как Гонконг, либо мы уходим в плотность, как Голландия (есть примеры комфорной среды с плотностью 7 тыс. кв.м на га), либо мы ищем новые территории».
Эксперт предупреждает, что в случае с «голландским» вариантом, Петербург сразу же попадает в ситуацию пересмотра региональных нормативов градостроительного проектирования (РНГП), в которых отражены минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизни населения Петербурга, в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной и транспортной инфраструктур, благоустройства территории. «При малоэтажке пешеходная доступность детских учреждений уходит в фантастику. Одно дело башня на тысячу квартир, другое дело 50 домиков», - объясняет Д.Синочкин.
Кстати, новый генплан, над которым работают чиновники, должен будет основываться как раз на недавно утвержденных РНГП, которые, в теории, уже должны были учитывать то стратегическое видение развития города, о котором сейчас говорят власти. Однако ранее независимые эксперты высказывали мнение, что свежеутвержденные нормативы не только не избавляют Петербург от многоэтажек, но и лишают жителей надежды на европейский уровень комфортности жилой среды. Если в европейских странах основные нормативы дифференцированы в зависимости от типов застройки (микрорайонная, квартальная, мало-, средне или многоэтажная, ИЖС и т.п.), то российские чиновники установили единые РНГП. Не учитывают они и транспортную обеспеченность разных территорий, хотя наличие станции метро радикально меняет условия. И получается, что на одних территориях инфраструктуры не хватает, а на других она, наоборот, избыточна.
Смольный, в свою очередь, заверяет, что готов выступит не только идеологом программы «малоэтажки в массы», но и найти деньги и ресурсы, чтобы изменить законодательство, а главное самостоятельно построить дороги, метро, больницы и школы внутри таких кварталов, тем самым снизив себестоимость жилья. Марат Оганесян рассказал, что уже ведется работа по инженерной подготовке участков, которые находятся в собственности города и предназначены под жилищное строительство. «Также мы работаем над инфраструктурной подготовкой территорий: наш приоритет дороги, транспортная доступность, социальная инфраструктура, все это будет решаться за счет города, чтобы мотивировать застройщика развивать земли под малоэтажное строительство с приемлемой ценой», - отметил чиновник.
По словам председателя комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга Олега Рыбина, у Петербурга еще есть шанс вырваться из списка городов, сжатых "удушающими" поясами. "Сейчас на карте городов появилось огромное количество квадратных метров жилой застройки без дорог и социальной инфраструктуры. Нам очень долго придется разбираться с последствиями такой застройки», - отметил чиновник, добавив, что еще можно пойти по другому сценарию, если сейчас остановиться и решить, где, для кого и зачем строить.
Обсуждая градостроительную политику, участники встречи коснулись очень острой для строительной отрасли темы - вопроса устранения административных барьеров.
Вице-президент СРО НП «Объединение строителей СПб» Алексей Белоусов обозначил некоторую избыточность услуг и сроков прохождения согласований: "Мы по-прежнему считаем, что в городе существует ряд излишних процедур и услуги, сроки принятия решений по которым чрезмерно затянуты. Например, есть такие решения, которые можно принять за два дня, но, к сожалению, на них у нас выделено 30 дней. Кроме того, получив незначительные замечания по поданным документам, мы идет по второму кругу, именно поэтому цикл согласований у нас растягивается на годы. Понятно, что при решении этих проблем махать шашкой – невозможно".
М.Оганесян, в свою очередь, признался, что сейчас есть некоторые проблемы со сроками рассмотрения документов. В частности, он рассказал о случаях, когда чиновники сознательно отодвигают решение на самый крайний срок рассмотрения документа, предусмотренный законодательством, тем самым лишая бизнес возможности исправить незначительные недочеты в более ранний срок. По его словам, решить эту проблему можно при помощи электронного документооборота. «Бизнес может реактивно реагировать на те или иные замечания, которые он сразу видит, а руководитель может принять правильное управленческое решение в отношении того сотрудника, у которого идет какой-то сбой в работе» - подчеркнул чиновник.
Подводя итоги встречи, президент СРО НП «Объединение строителей СПб», председатель совета директоров Setl Group Максим Шубарев ,тем не менее, подчеркнул, что сейчас у девелоперов с властями уже налажен диалог. «Раз в месяц мы устраиваем встречи, приглашаем застройщиков, чиновников, на встречах проходят откровенные беседы. Могу сказать, что с приходом этой команды появился диалог между бизнесом и властями», - подытожил он.
КТО ПОКУПАЕТ ЖИЛЬЕ В ПЕТЕРБУРГЕ:
Вице-президент СРО НП «Объединение строителей СПб» Алексей Белоусов:
"Текущий спрос на жилье в Санкт-Петербурге формируется главным образом за счет запросов жителей города. Статистика показывает, что более 75% всех квартир в новостройках приобретаются жителями Петербурга, около 18% - жителями СЗФО, а остальные 7% - жителями других регионов России. При этом спрос со стороны горожан остается стабильно высоким на протяжении последних лет".