«Юлмарт» ведет переговоры с биржами насчет IPO
На сегодняшний день компания вплотную приблизилась к запуску подготовки к IPO и намерена выбрать площадку для публичного размещения к концу лета 2015 года, передает Finam со ссылкой на пресс-служба компании.
Делегация топ-менеджмента «Юлмарта» уже провела переговоры с двумя основными фондовыми биржами США: NASDAQ и NYSE. В ходе переговоров «Юлмарт» анализирует существующие требования к IPO и различия в проведении листинга на рассматриваемых биржах. В ближайшее время аналогичные встречи состоятся с Лондонской (LSE) и Гонконгской (HKEx) фондовыми биржами. В ноябре 2014 года топ-менеджмент компании встретился с представителями Московской фондовой биржи.
Как писал в январе 2015 года РБК, крупнейший онлайн-ретейлер России хочет привлечь до $1,5 млрд, продав до 25% компании на IPO. «Как ни странно, спрос на наши акции есть. Все в соответствии с известной цитатой о том, что ради 200% прибыли мировые рынки капитала готовы на все», – говорил РБК совладелец «Юлмарта» Дмитрий Костыгин. Предварительная оценка кибермаркета от JPMorgan и Morgan Stanley – $5–6 млрд, и, если все пойдет хорошо, именно по ней в 2016 году будут размещаться акции, говорит Костыгин.
Выбор площадки будет зависеть от оценки компании на момент IPO: в Лондоне имеет смысл делать только масштабные привлечения, а если оценка компании в итоге будет меньше предварительной, компания выберет американскую площадку, пояснял совладелец кибермаркета. Привлеченные деньги пойдут на строительство современных центров исполнения заказов в европейской части России.
«Юлмарт» - крупнейший онлайн-ретейлер в России. 60% компании принадлежит экс-совладельцам «Ленты» Костыгину и Августу Мейеру, 40% — Алексею Никитину и Михаилу Васинкевичу. У компании 32 кибермаркета (центра исполнения заказов) в пяти федеральных округах России, свыше 280 пунктов выдачи более чем в 190 городах.
Объем продаж по итогам 2014 года «Юлмарт» предварительно оценил в $1,3 млрд без НДС. По прогнозу Костыгина, в 2015 году чистая рублевая выручка компании составит не менее 100 млрд руб.
Напомним, в феврале 2014 года стало известно, что компания планирует привлечь стратегического инвестора, продав ему допэмиссию в 10-15% капитала. Потенциальными покупателями тогда называли фонд Tiger Global, Naspers и Mitsui & Co., а пакет акций аналитики оценивали в $100 млн (то есть оценка всей компании была максимум $1 млрд). Однако сделка так и не была заключена. Чуть позже появились сообщения о планах «Юлмарта» по выходу на биржу.
Эксперты с осторожностью относятся к этим планам. Спрос на российские активы на Западе сильно упал из-за страновых, геополитических и экономических рисков, и в такой атмосфере размещение будет делать очень тяжело, говорил ранее аналитик инвесткомпании RMG Артем Кислюк. К тому же в российском ретейле в 2015-2016 годах ожидается падение спроса: «Я думаю, что инвесторы не будут серьезно закупаться российскими активами, и лучше подождать потепления и какого-то окна для размещения».
Традиционно адекватная оценка интернет-компании с многопрофильным бизнесом типа Ozon или «Юлмарт» - от одного до двух годовых оборотов, говорит генеральный директор «InfoLine-аналитика» Михаил Бурмистров. Эта цена может сейчас дисконтироваться из-за санкций или к ней может добавляться премия за лидерство на рынке, за положительную EBITDA и выход на чистую прибыль (повышение наценки в IV квартале 2014 года обеспечило «Юлмарту» рост маржинальности почти вдвое).
В 2015 году «Юлмарт» продолжит активно расти, но даже при оптимистическом сценарии, при стоимости доллара в 65 руб., для достижения показателей долларовой выручки на уровне $1 млрд (-23% к показателям 2014 года), рост выручки в рублях должен составить 30%, отмечает Бурмистров. А при более сильной девальвации рубля и за $1 млрд выручки придется побороться. Кроме того, рост процентных ставок может негативно сказаться на финансовой эффективности, несмотря на правильно выбранную стратегию оптимизации ассортимента и сокращения товарных запасов.
«Самая оптимистичная оценка, на которую они могут рассчитывать в 2016 году – два годовых оборота, то есть примерно $2,5 млрд. Все, что выше – это премия за ожидания – отмены санкций, укрепления рубля, успешных сделок M&A и прочее. Инвестбанки рисуют сверхрадужную картину, и, возможно, кто-то из инвесторов действительно оценивает компанию настолько высоко», - комментирует он. Если ситуация в России стабилизируется, то «Юлмарт» сможет рассчитывать на более высокую оценку в $4 млрд, но не ранее конца 2017 года – первой половины 2018 года.
Для российских компаний сейчас рынки капитала закрыты, их стоимость оценить очень сложно – они не знают, как будут выглядеть их продажи в ближайшие два-три месяца, и потому оценить перспективы IPO почти невозможно, категорична аналитик «ВТБ капитал» Мария Колбина.
Роман Кизыма