Суд решил судьбу исторического дома в центре Петербурга
Суд отказался отзывать разрешение Смольного на перестройку Дома Басевича под общежитие для артистов Академического театра балета Бориса Эйфмана. Градозащитники опасаются, что историческому зданию грозит демонтаж.
Дом для театра
С иском в Петроградский районный суд Санкт-Петербурга обращался Дмитрий Куклин. Он добивался признания незаконным положительного заключения Комитета по госиспользованию и охране памятников Петербурга (КГИОП) «о соответствии режиму использования земель в границах объединенных зон охраны эскизного проекта комплекса зданий» для нужд Академии танца Бориса Эйфмана и Академического театра балета Бориса Эйфмана на Большой Пушкарской.
Как сообщили в объединенной пресс-службе судов Петербурга, оспариваемый истцом эскизный проект «Комплекс зданий для нужд СПб ГПБОУ «Академия танца Бориса Эйфмана» и СПб ГБУК «Академический театр балета Бориса Эйфмана» предусматривает разборку и воссоздание шестого и седьмого этажей здания по адресу: Большая Пушкарская ул., д. 7 лит. А («Доходный дом Басевича»). Кроме того, предполагается воссоздание фасадных решений первого двора лит. А с внесением локальных изменений и организацией доступа пожарной техники со стороны двора примыкающего здания.
Дмитрий Куклин указывал в суде, что здание не имеет повреждений, позволяющих сделать вывод о его аварийности. Он считает реализацию проекта в части демонтажа исторического здания незаконной, поскольку для принятия такого решения отсутствуют основания. Истец полагает, что решения по восстановлению облика здания влекут утрату подлинных архитектурных и инженерных решений и исторического облика «Дома Басевича», составляющих его уникальность.
Представитель КГИОП просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
«В удовлетворении отказать»
В результате суд указал, что аварийное состояние строительных конструкций здания установлено в ходе обследования здания, выполненного ООО «Центр диагностики строительных конструкций» в 2019 году, а также актом освидетельствования строительных конструкций пострадавшей от пожара части здания от 27 июля прошлого года. Также суд отметил, что согласованный эскизный проект прямо предусматривает воссоздание шестого и седьмого этажей здания и сохранение исторического облика дома. Поэтому судья отказал в удовлетворении иска градозащитников.
Связаться с Дмитрием Куклиным и узнать, собирается ли он обжаловать это решение, РБК Петербург не удалось.
Необычный процесс
В Санкт-Петербургском отделении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) говорят, что никак не связаны с конкретным судебным процессом, хотя и выступают против проекта. «Мы с этим иском никак не связаны. Дмитрий Куклин — неизвестный в среде градозащитников человек. Возможно, это был подставной процесс, главной целью которого было проиграть суд, чтобы лишить нас возможности добиваться отмены этого проекта в дальнейшем», — заявила РБК Петербург член президиума отделения ВООПиК Анна Капитонова.
Отметим, что в 2020 году ВООПиК направил в КГИОП результаты независимого технического обследования дома Басевича. По его результатам в 6 корпусах дома были выявлены 10 аварийных участков стен, из которых 8 — в верхнем этаже из-за многолетнего отсутствия крыши. Площадь необходимой переборки или замены конструкций наружных стен здания составляет не более 3%. «Здание запущено, но ремонтопригодно», — настаивали в ВООПиК.
«Целенаправленная кампания против театра»
Как ранее сообщал РБК Петербург, построенное в начале XX века здание по адресу Большая Пушкарская, 7 и соседний участок на Большой Пушкарской, 9 ранее были переданы городом в ведение Академии танца и Академического театра балета Бориса Эйфмана (дом не входит в список объектов культурного наследия и не находится под защитой государства). Администрация театра и академии запланировала построить на этом участке общежитие для артистов и интернат для воспитанников хореографической школы. Проект реконструкции дома Басевича был разработан ООО «Проектная культура» в начале этого года. Он предполагает сохранение пяти этажей лицевого флигеля и воссоздание аварийного шестого этажа и мансарды. По версии авторов концепции, реконструкция позволит сохранить исторический облик комплекса.
Администрация театра балета Бориса Эйфмана называла действия градозащитников «целенаправленной кампанией» против театра и академии. «В социальных сетях и ряде СМИ, а также в ходе уличных акций распространяются сведения, не соответствующие действительности и порочащие честь и достоинство всемирно известного хореографа и возглавляемых им организаций», — говорилось в заявлении администрации, разосланном в СМИ.
В театре отмечают, что здание поражено ядовитой плесенью и «по сути представляет собой руины». При этом государственной экспертизой установлено, что дом в его нынешнем виде сохранению не подлежит. В театре объясняли заинтересованность в создании общежития тем, что из 75 артистов труппы большинство иногородние. Организация «едва справляется» с размещением такого числа танцовщиков, а в перспективе в штатном расписании Дворца танца будет 500 сотрудников. «Подчеркнем, что служебное жилье есть у всех ведущих музыкальных театров Санкт-Петербурга», — говорится в сообщении администрации.
Что касается интерната академии, то сегодняшнее здание рассчитано на 135 человек, а сейчас там живёт около 180 иногородних детей. В следующем году в академии появятся новые специальности, и количество воспитанников будет расти.