В России меняются правила пересечения границы
В России изменят порядок прохождения границы. Согласно опубликованному на сайте правительства постановлению, в Правилах осуществления контроля при пропуске через госграницу РФ слова «должна быть установлена продолжительность осуществления контроля» будут заменены словами «должны быть установлены максимальное время ожидания начала госконтроля и продолжительность его осуществления».
Опрошенные РБК Петербург эксперты считают, что одним постановлением проблему очередей на границе не решить — для этого нужно, во-первых, модернизировать инфраструктуру погранпереходов, а, во-вторых, синхронизировать «систему исчисления времени» таможенников и водителей.
Два часа
По словам руководителя Ассоциации международных автомобильных перевозок по Северо-Западному федеральному округу Александра Дацюка, теоретически нововведение может изменить ситуацию к лучшему — во всяком случае в вопросе пересечения границы грузовиками.
Сегодня, по его словам, среднее время прохождения границы на Северо-Западе для грузовых машин составляет от 5 до 12 часов, а в случае форсмажора — увеличивается до двух суток. Теоретически, если правительство установит максимальное время прохождение границы, процедура должна ускориться.
Идеальным нормативом прохождения границы с учетом ожидания могло бы стать, по словам представителя ассоциации, два часа. Но для этого необходимо внедрить ряд технических и инфраструктурных мер. «Каждый таможенный переход должен соответствовать ожидаемому грузопотоку, который может идти через него. В соответствии с этим должна быть подготовлена инфраструктура — должно быть достаточное количество весового и рентгеновского оборудования, обученного персонала. Например, на «Торфяновке» и в «Брусничном» уже установили новые весы — и когда их введут в эксплуатацию, это существенно скажется на времени прохождения границы», — говорит Дацюк.
Не та система исчисления
Кроме того, по словам эксперта, важно синхронизировать систему подсчета времени прохождения границы со стороны таможенников и водителей. Дело в том, что даже сейчас, в условиях, когда по факту машины стоят в очереди по нескольку часов, официально процедуры таможенного контроля укладываются в норматив 40 минут, отмечает Дацюк.
Разницу в цифрах эксперт объясняет разным способом подсчета. «Таможенники начинают отсчет с заезда в зону таможенного контроля, а мы от подъезда к российской границе со стороны Финляндии», — поясняет Дацюк. По его словам, если таможенники будут начинать отсчет со времени ожидания в очереди, «статистика будет сходиться».
Новые жалобы на старые очереди
Что касается туристов, то, по мнению регионального директора компании «РоссТур» Дмитрия Мазаникова, для них введение норматива, скорее всего, не приведет к ощутимым результатам. «Ведение норматива никак не скажется на турпотоке. Можно было бы говорить о повышении комфорта пересечения границы, но инфраструктура пропускных пунктов к этому пока не готова. Сегодня на таможне не хватает подъездов и таможенных инспекторов», — говорит он.
По словам эксперта, пока не улучшится инфраструктура таможенных пунктов, очереди никуда не исчезнут. «Введение норматива приведет только к росту жалоб со стороны граждан», — добавил он.
Введение электронной очереди, по словам Мазаникова, тоже не панацея. «Любая электронная очередь работает только в случае нормальной нагрузки. Когда поток очень большой или в случае форсмажора, она не работает», — отметил эксперт.