«Будем сидеть с попкорном»: кому нужен белорусский порт в Ленобласти
Ленобласть предоставит Белоруссии площадки в аренду для строительства порта, сообщил губернатор Ленобласти Александр Дрозденко в кулуарах Восточного экономического форума 2022 (ВЭФ). «Они определятся по тем мощностям, которые сегодня можно использовать, а дальше они все-таки будут что-то строить. Мы им варианты для стройки предложили», — цитирует ТАСС главу региона.
Эксперты поделились с РБК Петербург мнением о том, зачем Белоруссии нужен этот порт и что получит от проекта сама Ленобласть.
Переговоры идут
Предполагается, что Ленобласть может сдать в аренду Белоруссии незадействованные площадки в Приморске и Усть-Луге. Согласно информации ТАСС, белорусская сторона уже ведет переговоры с компаниями «Русхимальянс», «Новотранс», «Морским рыбным портом» в Санкт-Петербурге и другими предприятиями. После заключения соответствующих договоров на аренду планируется строительство собственной инфраструктуры.
Как сообщил Дрозденко, в перспективе есть несколько вариантов реализации проекта. Так, белорусские предприятия могут присоединиться к совместной эксплуатации российской инфраструктуры портов, выкупить часть арендованной территории или стать совладельцами портовых мощностей.
По предварительным оценкам, объем инвестиций в проект может составить от 32 до 40 млрд руб. Ранее Дрозденко сообщал, что Ленинградская область не будет принимать финансового участия в проекте: в задачи властей региона войдет выделение земельного участка и выдача разрешительных документов. «Инвестиции будут разными, они могут быть государственными, частными, естественных монополий, например, РЖД — в расширение станции и строительство новых подъездных путей», — цитирует губернатора газета «Ведомости».
Кому выгоден проект?
О планируемом строительстве порта под Петербургом Лукашенко заявил в феврале этого года на встрече с российским президентом. Тогда он сказал, что Белоруссия не вернется к транзиту грузов через территорию Украины и Литвы, которые ранее запретили Минску это делать. Напомним, в феврале Литва перестала принимать белорусские поезда с калийными удобрениями, которые следовали в порт Клайпеда.
По словам члена правления НП «ГПУ ВЭД «ГЕРМЕС» Юрия Ковалева, строительство порта в Ленинградской области — попытка выхода из патового положения. «Порты Литвы закрылись для Белоруссии из-за геополитики, с Украиной они тоже во враждебных отношениях. Смотрим на карту — что им делать? Ответ один — ехать через Россию. Если они хотят торговать с миром, им нужен «свой» порт», — объяснил Ковалев. По данным Portnews, перспективный объем перевалки грузов через новый порт оценивается в 11-12 млн тонн. Основными товарами станут минеральные удобрения, нефтепродукты и продукция нефтехимии.
Ленобласть, в свою очередь, получит портовую инфраструктуру, построенную за счёт Белоруссии, а также подъездные пути к порту. «Тогда Ленобласть будет сидеть с попкорном и наблюдать, как Белоруссия вкладывает в неё инвестиции», — заключил Юрий Ковалев. Директор по логистике и аналитике инжиниринговой компании «Морстройтехнология» Александр Головизнин добавил: «Для Ленобласти как для субъекта федерации любой бизнес платит налоги. Будь он белорусский или китайский — это все равно прибыль».
«Не рыночная ситуация»
Юрий Ковалев предположил, что «экстерриториального статуса у порта не будет». «Вероятно, белорусская сторона станет собственником самого терминала, а причальная стенка будет возведена за их счет и взята в долгосрочную аренду», — отметил он. Эксперт напомнил, что, по статье 29 федерального закона «О морских портах в Российской Федерации», ключевая портовая инфраструктура — подходные каналы, берегозащитные сооружения, причалы — могут принадлежать только федеральному правительству.
Собеседник РБК Петербург также сомневается в том, что инвестиции в строительство закончатся на вложениях Белоруссии. «От России все равно потребуются какие-то инвестиции. Недавно ФГУП «Росморпорт» представило долгосрочную программу развития морской портовой инфраструктуры России на период до 2030 года и там нет ни слова о «белорусских» портах, ни о Белоруссии, поэтому, видимо, еще будут пересматривать стратегию, включать в план новые пункты. К примеру, подходные каналы для приема больших судов надо углублять — обычно это делают за счет страны. Но вопрос политический, могут выкрутить руки и заставить заплатить белорусов, а может и Россия в это вложиться. Поскольку это не рыночная ситуация, сложно сказать, как это будет реализовано», — добавил он.
Повтор публикации от 06.09.2022