«Кому надо, трезвым не останется»: как изменится ассортимент магазинов
Что будет с поставками потребительских товаров — этот вопрос активно обсуждается и на кухнях, и в правительственных кабинетах. РБК Петербург предложил бизнесменам и экспертам поделиться субъективными вариантами ответов на него. Участники дискуссии из цикла «Сложное время — простые вопросы», организованного редакцией, рассказали о невидимых потребителю тектонических сдвигах, которые происходят в каналах поставки товаров, о «китайской модели» замещения продукции, предстоящей России, и о том, столкнутся ли россияне с полупустыми полками.
«Компания проходит уже через шестой внешний экономический кризис, и мы к ним привыкли, но такого комплекса проблем, как сейчас, не было ни в 1998 году, ни в 2008-м, ни в 2014-м. Почти 30% нашего бизнеса — это импорт. В 2014 году объем продаж импортного вина рухнул на 43%, и сейчас ожидаем не меньшего падения. На этот раз придется очень долго выстраивать логистику — цепочки порвались, взамен уже формируются новые, но гораздо более дорогие.
Стоимость товара растет не кратно курсу. На нее влияет логистика, пошлина, НДС, наценка дистрибьютора, наценка сети или ресторана. В итоге рост курса на 25% оборачивается ростом цен в два раза. То есть приличное массовое итальянское или французское вино, которое стоило 600 рублей, сейчас на полке стоит уже 1200.
«Приличное массовое итальянское или французское вино, которое стоило 600 рублей, сейчас на полке стоит уже 1200».
Импортозамещение — не пустой лозунг, сейчас это главная тенденция. Кто бы из производителей ни ушел с рынка, найдутся компании, которые попытаются его заместить. В алкоголе вообще не вижу проблем — кому надо, тот трезвым не останется. Нам дан дополнительный импульс для развития производства. Джины уже на 80% российские, производство рома активно развивается, российского вина, в том числе качественного, уже много. Так что основную массу иностранных алкогольных напитков заменят, и не по логистическим, а по экономическим причинам — импортный алкоголь очень подорожает, и люди перейдут на российский.
В целом в экономике две самые проблемные отрасли, с учетом санкций — это, на мой взгляд, фарма и ИТ. К сожалению, то, что получилось по импортозамещению в сельском хозяйстве и пищевой промышленности, до сих пор не удалось в фармацевтике. Хотя если упростится патентное право — что вполне вероятно, — то будем штамповать препараты из индийских субстанций.
«К сожалению, то, что получилось по импортозамещению в сельском хозяйстве и пищевой промышленности, до сих пор не удалось в фармацевтике».
Большая проблема с базой для всего импортозамещения — станкостроением: отечественное, по сути, отсутствует. Я, правда, знаю исключение: на нашем заводе есть производственная линия, ее немецкий производитель уже давно прекратил выпуск таких машин и деталей к ним, а она — работает. И вот, я с удивлением узнал от главного инженера, что эту линию на 80% переделали здесь, в Петербурге. Это безумно дорого, поскольку единичные вещи всегда дороги, но тем не менее, по факту российское оборудование выпускает продукцию на уровне немецкого».
«При том, что пока сложно понять, как конкретно будет развиваться ситуация, я думаю, что продукты на полках останутся. Вопрос — что мы будем потреблять по-прежнему, а от чего откажемся. Скорее всего, пищевая промышленность пострадает в меньшей степени, так как она не так значительно зависит от импорта. В зоне риска — компьютерная техника, медицинское оборудование и лекарственные средства, а также комплектующие и оборудование в широком смысле этих понятий. Хотя поставки этой продукции частично могут быть заменены дружественными странами. Например, чипы из Тайваня заменяемы китайскими.
У всех крупных производителей есть остатки сырья, материалов и комплектующих на срок от 3 до 6 месяцев. Это то время, за которое бизнес должен перестроить производственные и логистические процессы, в частности, обкатать новые направления поставок. Скорее всего, поставки в Россию через Китай, Турцию и Азербайджан будут нарастать, а европейское направление уже сильно просело и просядет еще сильнее.
«Скорее всего, поставки в Россию через Китай, Турцию и Азербайджан будут нарастать, а европейское направление уже сильно просело и просядет еще сильнее».
Все крупные производители будут оптимизировать ассортимент. Необходимость уменьшать объем ввозимых сырья, материалов и комплектующих приведет к сокращению количества SKU (товарных позиций — ред.) на полках. Также можно ждать смещения производственных акцентов на более дешевые сегменты, где зависимость от импорта меньше. Как следствие, с российского рынка постепенно будут уходить бренды с высокой маркетинговой добавленной стоимостью. Они будут замещаться частично СТМ розничных сетей, частично — марками более низких ценовых сегментов российского, китайского или турецкого производства. Скажем, вместо западных марок концерна Carlsberg потребители будут покупать его же «Балтику». Я думаю, почти все ниши импортной продукции будут замещены более дешевым товаром — это то, что мы увидим после краткосрочного проседания, когда магазины временно могут оказаться полупустыми. Европейские бренды одежды уйдут надолго, некоторые навсегда. Но взамен придут китайские и турецкие, в том числе, товары, ввезенные путем параллельного импорта. Нравы упростятся: думаю, нам предстоит пройти китайский путь импортозамещения, через активное копирование на первом этапе самой разной иностранной продукции.
Все эти действия приведут к большой перестройке цепочек поставок и росту роли распределительных центров, где нужно будет держать серьезный объем разнообразных остатков. Продолжительность хранения там также вырастет. Это, в свою очередь, приведет к росту роли перевозок фурами — этот канал максимально гибок и может оперативно перестраиваться под изменение направлений и объемов, в отличие от водного, железнодорожного и тем более авиационного транспорта. При этом, изменение спроса и структуры потребления будет стимулировать запрос на инновационные IT-решения в области уберизации грузоперевозок и шеринга логистических ресурсов.
«Изменение спроса и структуры потребления будет стимулировать запрос на инновационные IT-решения в области уберизации грузоперевозок и шеринга логистических ресурсов».
Изменение тарифов на грузоперевозки сейчас предсказать сложно. С одной стороны, после более чем 30-процентного роста стоимости в 2021 году, связанного с дефицитом транспорта, выпадение «западного» направления обеспечит появление на рынке свободных автомобилей, которые ранее были заняты перевозкой европейских грузов. С другой стороны, расширение доли колесного транспорта постепенно приведет к его высокой востребованности на вновь формирующихся логистических маршрутах. Во время переходного периода — тех самых 3-6 месяцев — тарифы на автомобильные грузоперевозки вряд ли существенно изменятся и даже, возможно, незначительно сократятся. Но затем возможно возобновление их роста. Важно подчеркнуть, что я говорю о цене перевозки без учета изменения цен на топливо и запчасти».
«Провала в поставках, заметного для потребителя, стоит ждать к середине лета. Те запасы, на которых пока живут производители и розница, будут исчерпаны, а новые цепочки поставок (тем более — производства), еще не будут налажены. К числу серьезно пострадавших отраслей можно будет отнести высокотехнологичную медицину — МРТ, эндоскопическую хирургию и прочее… все это оборудование — импортное.
Хотела бы быть более оптимистичной, но мне кажется, что существенная часть привычных товаров будет вытеснена с рынка. Да, их место займут другие, но это произойдет не сразу. Например, в производстве продовольственных товаров будет несколько проще. Мы уже многое выращиваем и перерабатываем самостоятельно, но для переработки требуется оборудование, а оборудование и/или комплектующие в большинстве случаев импортные. И насколько я уже слышу от клиентов и партнеров, с этим реальные проблемы.
«Существенная часть привычных товаров будет вытеснена с рынка. Да, их место займут другие, но это произойдет не сразу».
От ряда представителей бизнеса в конце февраля-начале марта слышала высказывания, что мы прошли не один кризис и обязательно найдутся пути ввоза санкционного товара. Однако, спустя месяц их оптимизм несколько подугас, поскольку пути-то найдены, но ряд стран и производителей отказываются поставлять по этим каналам.
Главный же вопрос — будет ли востребована новая цена у потребителя. Товары появятся по ценам, несоизмеримым с текущими, а значит соотношение спроса и предложения может сильно разойтись.
Российский предприниматель всегда найдет решение. Вопрос в том, сколько времени это займет и как это отразится на покупательском спросе среднестатистического россиянина. Уверена, будет очень непросто».
Подготовили Елена Домброва, Елена Кром
Повтор публикации от 4.04.2022 г.
Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции