В Петербурге откроют два крупных экоцентра по сбору мусора
Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Петербурга планирует открыть в 2024 году минимум два экопросветительских центра с функционалом сбора вторичных ресурсов. Об этом пишет 10 января «Деловой Петербург» со ссылкой на пресс-службу комитета.
В Ассоциации в сфере экологии и защиты окружающей среды «РазДельный Сбор», между тем, уверены, что два новых центра не могут решить масштабные проблемы системы раздельного сбора мусора в городе — чтобы мусорная реформа заработала по-настоящему, нужны более радикальные меры.
Новые экоцентры
По словам чиновников, новые экоцентры появятся во Фрунзенском и Невском районах города (конкретные адреса пока не определены). Сейчас комитет проводит закупку модульных зданий для центров со сроком поставки до начала марта. Начальная стоимость контракта составляет 31,5 млн руб.
В Смольном считают, что открытие экоцентров позволит «расширить существующую систему раздельного сбора без привязки к контейнерным площадкам, увеличить количество принимаемых фракций и нарастить работу по экопросвещению». В случае успешной реализации пилотного проекта инициативу расширят на другие районы.
«Убыточная деятельность»
Сегодня в Петербурге работает всего два экоцентра, рассчитанных на прием большого количества фракций — «Зелёнка» на проспекте Науки и «Собиратор» на Лиговском проспекте. Некоторые виды вторсырья принимают в пунктах «Балтком». Также каждую первую субботу месяца акции по сбору вторсырья в разных районах Петербурга проводит экологическое движение «РазДельный Сбор».
При этом, как отмечают представители экспертного сообщества, инфраструктуры для раздельного сбора мусора в городе недостаточно, а существующие экоцентры работают в минус. В результате многие из них находятся на грани выживания. В прошлом году, например, закрылись «Сборка» на Лиговском проспекте, а также «Переработкинская» в «Севкабель Порту». «Деятельность таких экоцентров пока что всегда убыточна. Реализуя проекты своими силами, волонтерские организации и различные активисты находятся на грани выживания», — рассказала изданию основатель АНО «Зелёнка», ESG–консультант Юлия Акимова.
Раздельный сбор усложнили
Более того, по мнению экспертов, с тех пор, как в городе стартовала мусорная реформа, процесс раздельного сбора отходов при многоквартирных домах (ключевого условия перехода на оплату вывоза мусора по факту, а не по установленному нормативу) был усложнен. Теперь для того, чтобы начать раздельный сбор отходов, многоквартирному дому необходимо иметь свою отдельную контейнерную площадку.
При этом выполнить это требование, как ранее отмечал в разговоре с РБК Петербург член президиума Санкт-Петербургской Ассоциации собственников жилья и их объединений Кирилл Захарян, «физически невозможно не только в центральных районах Петербурга, но даже во многих близлежащих к центру районах, где спроектированы контейнерные площадки на землях общего пользования для совместного использования соседними домами».
Еще одна сложность — введение двухпоточной системы сбора отходов (она подразумевает вывоз двух контейнеров вместо четырех и досортировку на специальных объектах). «До начала мусорной реформы наш город был лучшим с точки зрения раздельного сбора мусора — было очень много разных компаний, которые хотели это делать бесплатно, в отличие от регионального оператора. Когда в рамках реформы ввели двухпоточный раздельный сбор, то многих людей это разочаровало. Надеюсь, что экоцентры станут некой поддержкой петербуржцев в идеологическом смысле», — отметила в разговоре с РБК Петербург представитель Ассоциации в сфере экологии и защиты окружающей среды «РазДельный Сбор» Анна Гаркуша.
Оплата по факту или по нормативам
Кроме того, по ее словам, для того, чтобы система раздельного сбора работала эффективнее, необходимо использовать не только просветительские инструменты, но и менять систему оплаты за вывоз мусора.
«Нужно вводить оплату за отходы не по нормативам, а по фактическому образованию. Раздельно собранные отходы не должны оплачиваться населением, потому что по логике регулирования в цене товара заранее заложен сбор на контейнер и его транспортировку. Иными словами, когда человек покупает продукт, он авансом оплачивает эти расходы. Соответственно, почему он должен платить региональному оператору еще раз за вывоз вторичных ресурсов?», — заключает эксперт.