«Петербург — в заложниках»: суд срывает обещанную реформу?
Принятое новгородской судебной инстанцией решение признать незаконным вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) из Петербурга и Ленобласти в другие регионы может стать опасным прецедентом, демонстрирующим, с какими трудностями в ближайшее время столкнется петербургская агломерация в начале так называемой «мусорной» реформы.
Инвестор Владимир Хильченко, в августе заявивший о намерении построить мусороперерабатывающий завод в интересах петербургской агломерации в Новгородской области, рассказал РБК Петербург, почему решение суда может обернуться для Северной столицы мусорным коллапсом и ставит губернатора в неудобное положение.
Владимир Хильченко, глава холдинга «Созвездие Водолея», инициатор проекта по строительству мусороперерабатывающего завода для нужд северо-западных регионов России в Новгородской области:
«Механизмы работы региональных операторов по работе с отходами в таких крупных мегаполисах, как Санкт-Петербург, сейчас не продуманы. Компания «Невский экологический оператор» приступит к работе с 1 января 2022 года. Куда она будет вывозить мусор? Фактически если теперь губернатор не сможет достичь договоренностей с соседними регионами, Петербург, да и Ленобласть, окажутся в заложниках. Решение Чудовского суда Новгородской области, назвавшего незаконным вывоз мусора из Санкт-Петербурга и Ленобласти в другие регионы, по факту поставило петербургского губернатора на колени — ему предстоит как-то договариваться о размещении отходов у соседей. Это громадная работа. Всем же понятно, что у мегаполиса нет ресурсов для вывоза мусора. Нет таких земель, которые бы позволяли размещать отходы. Более того, их практически не осталось и у Ленобласти. Там все полигоны по нормативам должны быть закрыты, потому что они переполнены. Но они продолжают работать, потому что иного выхода-то нет.
В то же время новые заводы, которые должны заменить полигоны, строить не дают. Когда я обратился к губернатору Новгородской области с предложением инвестировать до 10 млрд рублей в строительство мусороперерабатывающего завода на моей собственной земле с соответствующим назначением, мне указали на то, что данный объект не предусмотрен в региональной территориальной схеме по обращению с отходами. То есть, один пункт федерального закона говорит, что мощности по переработке должны строиться, а другой не позволяет этого делать. Войти в территориальную схему после ее утверждения крайне сложно. Мне прямо говорят: попробуй попади. Механизм в законодательстве прописан так, что региональные власти могут не пропустить инициативу. И не важно, что заявляется на высшем уровне и что инвестор готов вложить в строительство 50 заводов по всей стране и в принципе решить вопрос с переработкой мусора.
Основой федерального закона «Об отходах производства и потребления» является наличие в каждом регионе территориальной схемы. На примере Петербурга и Ленобласти это абсолютно сырые документы с громадным количеством заложенных в них ошибок, потому что составлялись они юристами, а не экспертами, работающими в сфере обращения с отходами.
Когда схема подписана, она становится документом, но в ней отсутствуют большинство компаний, которые имеют отношение к переработке. У Петербурга нет ни одного полигона для сбора мусора, не учтены те же мусороперерабатывающие заводы — их просто не существует. При этом то же самое федеральное законодательство предусматривает, что с 2022 года необработанный мусор не должен поступать на полигоны. Но чтобы его обрабатывать, нужны площади и соответствующие мощности. Получается, что схема нерабочая, мы начинаем реформу с документами из вчерашнего дня, не учитывающими ситуацию.
Перевозка мусора в Чудово была единственным возможным законным вариантом до решения суда. Создавая подобный территориальный барьер, отрасль толкают на нарушения действующего законодательства. Нет тебя в утвержденной схеме — всё, дальше ты должен преступить закон. К чему это приведет? Либо к росту тарифов, либо к тому, что перевозчики будут продолжать незаконно вывозить отходы в лес. Это загрязнение почвы, лесной территории. Другого пути нет, несмотря на все штрафы.
Что касается моей идеи разместить завод по переработке мусора в Новгородской области мощностью, позволяющей обслуживать несколько соседних регионов, то я не отказываюсь от этой идеи. Сейчас готовится предпроект строительства, ведутся переговоры с поставщиками оборудования, отрабатываются финансовые схемы. Для крупного мегаполиса такой завод обойдется в 6-10 млрд рублей и будет полностью соответствовать европейским экологическим нормам. Здесь важна не только финансовая часть, но и окупаемость, возврат инвестиций. Однако получается, что решать подобный вопрос на уровне региона невозможно, надо идти выше».
Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции
Справка
Санкт-Петербург как город федерального значения получил право отложить «мусорную реформу» в части деятельности регионального оператора с ТКО до 1 января 2022 года. В сентябре региональный оператор был выбран в ходе конкурса. В ближайшие 10 лет проблемами обращения с отходами в регионе будет заниматься «Невский экологический оператор». Учредителями «Невского экологического оператора» являются правительства Петербурга и Ленобласти, ПАО «Интер РАО» и ООО ВТБ Инфраструктурный Холдинг.
Комитет по тарифам Петербурга должен на основании документов компании рассчитать стоимость услуги для населения. К январю 2022 году «Невскому экологическому оператору» (НЭО) предстоит проработать все вопросы по системе сбора, транспортирования, обработки, обезвреживания, утилизации и размещения городского мусора. Главным вопросом остается создание в регионе мусороперерабатывающей инфраструктуры, выбор и обоснование технологии обращения и переработки отходов. Представители НЭО ранее заявляли, что рассматривают возможность выделения пяти участков под размещение комплексов переработки отходов: двух — в Петербурге и трех — в Ленобласти. О возможных вариантах размещения подобных объектов в Петербурге можно судить пока лишь по принятой «Территориальной схеме обращения с отходами производства и потребления». В документе запланирована модернизация технологического оборудования на «Заводе МПБО-2», рекультивация полигона в Новоселках. Там же указаны земельные участки, на которых предполагается размещение объектов обработки, утилизации и обезвреживания ТКО.
Подготовила: Юлия Воробьева