Петербургские отели переключаются на новую группу клиентов
В условиях резкого падения туристического трафика из-за границы петербургские гостиницы вынуждены переключаться на российскую аудиторию. Ее привлечение потребовало специальных усилий и дало результаты, рассказали РБК Петербург участники рынка. В августе загрузка некоторых гостиниц в городе достигла 70%. Однако, по прогнозам игроков отрасли, частичный успех не поможет им избежать рекордного за последние несколько лет падения выручки по итогам года.
Разделили на два
Практически во всех категориях «звёздности» загрузка отелей летом этого года составила половину от загрузки прошлого года. Исключения составили пригородные отели, в основном расположенные в Курортном районе, где загрузка в июле-августе составила около 90%, говорит вице-президент Российской гостиничной ассоциации Алексей Мусакин. По его словам, популярность пригородных отелей связана с ростом числа поездок горожан на природу. «В среднем по рынку в июле загрузка петербургских отелей составила около 30% против 100% в прошлые годы. В августе рынок вышел на 60-70% заполняемости, при том, что в аналогичный период прошлого года заполняемость была 90-100%», — говорит Алексей Мусакин.
Как посчитали в JLL, загрузка в 4-звёздочных отелях по итогам июля достигла 35-39% против 88-89% годом ранее. Совокупной статистики за август ещё нет, но по прогнозам руководителя департамента гостиничного бизнеса JLL Яны Ухановой, по итогам августа этот сегмент гостиниц покажет загрузку на уровне 75-90%.
Участники рынка объясняют падение отсутствием иностранных туристов, которые традиционно являются основным источником доходов для петербургской гостиничной отрасли. В сложившихся условиях главной целевой аудиторией для отелей становятся россияне, которые в этом сезоне не смогли поехать отдыхать за границу. Представители гостиниц рассказали РБК Петербург об основных инструментах, которые используются для работы с этой аудиторией.
Специфический клиент
Главной особенностью российских туристов является более высокая, чем у иностранцев, чувствительность к ценам. Поэтому, чтобы обеспечить приемлемый уровень загрузки, отельеры были вынуждены снижать стоимость номеров. «Если в прошлом году в июле-августе загрузка по нашим отелям составляла 95% и выше, то в этом году средняя загрузка наших отелей составила 80%», — говорит Ольга Юдина, коммерческий директор сети отелей «Арт» (Art Nuvo Palace, Art Deco Nevsky, «Авангард» и другие). При этом она отмечает, что средняя цена за гостиничный номер сократилась на 35-40%. По данным JLL, снижение средней цены за номер в Петербурге составило 30-40% (июль 2020 в сравнении с июлем 2019 года).
Исключение составили только премиальные отели, где цены даже выросли. Как рассказали РБК Петербург в пятизвёздочном гранд-отеле «Европа», средняя цена за номер там выросла из-за отсутствия туристических групп. Размещение индивидуальных туристов традиционно стоит дороже.
О росте цен на номера премиального сегмента рассказал и владелец отеля «Гельвеция» Юнис Теймурханлы. «У нас цены на «люксы» выросли на 5%, потому что гости этой категории не чувствительны к цене», — пояснил Теймурханлы.
В большинстве отелей непремиальной звездности стоимость номера снизилась на 30-40% от уровня прошлого года. В итоге, несмотря на некоторое увеличение спроса, выручка гостиниц показала существенное падение по сравнению с прошлым сезоном. Как рассказал Юнис Теймурханлы, цены на стандартные номера в его отеле «серьёзно упали», поэтому выручка по итогам июля оказалась на 30% ниже, чем в прошлом году. «Несмотря на то, что загрузка в июле этого года была практически на уровне прошлого года, мы не можем полностью компенсировать выпадающие доходы», — пояснил отельер.
Господство агрегаторов
Еще одним способом расширения клиентской базы стала более активная работа с агрегаторами, хотя отели из-за этого теряют значимую часть выручки. «Продавать номера напрямую, не через агрегаторы, всегда выгоднее, но сейчас наоборот, отельеры готовы отдавать продажи агрегаторам, лишь бы гости приезжали. Даже несетевые гостиницы, которые работали с клиентами напрямую, стали выставляться на Booking.com. Таким образом, из-за тяжелой ситуации на рынке агрегаторы наоборот получили карт-бланш», — рассказывает Алексей Мусакин. По его словам, сейчас отельеры работающие через Booking, платят сервису комиссию в размере 15% с продажи плюс НДС.
В апреле 2020 года отельеры сделали попытку договориться с Booking о снижении размеров комиссии, направив соответствующее письмо в администрацию сервиса. Однако, как рассказали РБК Петербург игроки гостиничной отрасли, агрегатор навстречу бизнесу не пошёл. «Единственное, что сделал Booking — отсрочил выплату комиссии за апрель—май», — говорит Алексей Мусакин.
Новая реальность
Хотя петербургским отельерам удалось несколько смягчить падение бизнес-показателей за счет привлечения российских туристов, полностью компенсировать отсутствие иностранцев это не помогло.
Как пояснили РБК Петербург участники рынка, это может быть связано с длительностью отдыха — иностранные туристы, как правило, находятся в городе по нескольку дней, а российские гости приезжают в основном на выходные. «В прошлые годы летом заполняемость в будни была сильнее, а на выходные приходился спад. Сейчас у нас, наоборот, в будни загрузка достигает 15-20%, а в выходные — 35-40%», — рассказали в одном из городских отелей.
В своих прогнозах на осень участники рынка исходят из того, что рассчитывать на возвращение иностранного туриста по-прежнему рано, поскольку существует вероятность новых ограничительных мер в случае второй волны коронавируса.
В этой ситуации отельеры делают ставку на проведение конференций, круглых столов и корпоративных мероприятий. «На большие события и деловой всплеск мы не рассчитываем, но я верю в корпоративный туризм, деловой, спортивно-организованный. Мы рассчитываем получить осенью этого года аналогичную загрузку осени 2019 года — это около 70-75%», — говорит Ольга Юдина.
Более скептично настроен Алексей Мусакин. По его прогнозу, средняя загрузка отелей в Петербурге (обычно в октябре она составляет 45%), в этом году снизится на 30%. «Меня волнует октябрь—ноябрь. В этот период мы всегда жили за счёт мероприятий, корпоративов и иностранцев. Ни того, ни другого не будет в большом количестве либо не будет совсем», — говорит он.
Впрочем, даже в случае успешного осеннего сезона, отельеры едва ли смогут получить запланированный объем прибыли по итогам года. «По финансовым показателям мы не выполним свой годовой план даже на 50%. Этот год не сравнится с любыми другими кризисными годами, даже когда вводились санкции в 2014 году. Турсезон 2020 года закончился, и он провалился — ни май, ни июнь нам не принесли денег», — сказал РБК Петербург представитель одного из крупных игроков премиального сегмента петербургского гостиничного рынка.