Продажа харизмы: главы «Евразии» и «Юлмарта» нашли новый источник дохода
Основатель и совладелец ресторанного холдинга «Евразия» и сети Fitness House Алексей Фурсов запускает проект по решению чужих бизнес-задач. Он рассчитывает заработать на своем предпринимательском опыте, но эксперты предупреждают о перенасыщенности рынка бизнес-обучения и высоких требованиях к продукту.
Совет на два часа
По плану, первое занятие «ФУРСмажоры» состоится в октябре-ноябре 2019 года. Двухчасовые семинары будут доступны для желающих из всех отраслей, стоимость одного составит 15-20 тыс. руб. Вести их планирует сам Алексей Фурсов. Он говорит, что его привлекла возможность монетизировать накопленный опыт и найти новых партнеров по бизнесу с интересными проектами, в которых он мог бы выступить и инвестором.
«Это будет не теоретическая лекция «для вдохновения» и расширения кругозора, создания какой-то классической базы (что тоже, конечно, очень важно), а два часа, за которые мы разберем живые сложные ситуации и проблемы в бизнесе именно у тех участников, которые пришли на семинар. Я лично дам каждому участнику алгоритм действий для развития его бизнеса в данный момент времени», — говорит Алексей Фурсов. Целевой аудиторией проекта он считает малый бизнес и начинающих предпринимателей.
Есть харизма, но нет теории
Петербургские предприниматели охотно пробуют себя в роли бизнес-тренеров, поэтому рынок знает немало подобных примеров. Так, Владимир Маринович, бывший совладельцем сети «Гирлянда», акционер агрегатора Get Taxi и сети «Улыбка радуги», ранее открыл бизнес–школу «Вверх». Почти год назад свой бизнес-университет запустил Дмитрий Костыгин, совладелец «Юлмарта». Первый набор слушателей уже выпущен, следующий курс будет запущен в середине октября. Бывший генеральный директор «Юлмарта» Сергей Федоринов после ухода из компании также занялся консультированием компаний и разработкой бизнес-стратегий.
«Я знаком с Алексеем Фурсовым, он яркий спикер, выступал для наших слушателей. Когда мы зовем к себе состоявшихся бизнесменов, то обычно они дают яркий ракурс, делятся одной-двумя «фишками» (из сотен), но это далеко не фундаментальные знания и надо понимать эту разницу», — говорит директор по развитию и внешним связям бизнес–школы IMISP Дмитрий Павлов.
По его мнению, есть три условия успеха подобного проекта: глубокие знания практики, глубокие знания теории и, наконец, умение донести знания до аудитории. «Если с первым и последним условием у предпринимателей обычно все хорошо: у них есть харизма, есть наработки практические, то общей картины, как в мире обстоит ситуация, у них чаще всего нет, они далеки от бизнес-образования, как системы, где есть свои теории, инструменты», — отмечает он.
Рынок перегрет
«С одной стороны, практический опыт добавляет доверия к человеку, с другой стороны, какая часть этого бизнеса — его личная заслуга, а какая — его команды? Он давал алгоритм, вдохновлял или просто инвестировал? Этого мы не знаем», — говорит генеральный директор «Оптоклуба «Ряды» и преподаватель бизнес-университета Дмитрия Костыгина Елена Стрельцова. Она добавляет, что на рынке огромное количество предложений по бизнес-обучению, все научились их продавать, маркетинг — «на пятерку», в результате что-то выбрать очень сложно. «Конечно, 15 тыс. руб. — небольшая сумма, но в двухчасовой формат я вообще перестала верить, ничего серьезного за такое время дать невозможно, на мой взгляд», — говорит Елена Стрельцова.
Справка
По итогам 2018 года объем рынка MBA в России достиг 3,3 млрд руб., на 2,5% больше 2017 годом, оценили эксперты «РБК Исследования рынков». По их прогнозу, бизнес-образование в России ожидает снижение предпринимательской активности бизнеса и инвестиций частного бизнеса из-за неопределенных «правил игры» и повышения «турбулентности». Однако расти будет число коротких программ и смещение на них части спроса.