Эксперты: ЦБ РФ займется недобросовестными коллекторами не раньше, чем через два года
Следующим шагом Центрального банка России в сфере регулирования банковской деятельности в стране станет ужесточение контроля за действиями коллекторов, полагают эксперты, однако произойдет это не ранее, чем через два года. "Сегодня деятельность коллекторских служб проходит с некоторой долей нарушений. Логичным шагом со стороны Банка России будет четко отрегулировать правила игры в этой сфере", - считает председатель правления ОАО "Кредитный банк "Ренессанс Капитал" Алексей Левченко. По его словам, такие действия со стороны регулятора возможны уже в ближайшие два-три года. Это дополнит уже принятые Центробанком меры в части повышения прозрачности системы банковского кредитования, отметил А.Левченко.
Такие вопросы, как форма обращения с должниками, методы сбора и анализа информации о них, разглашение конфиденциальной информации, способы защиты прав кредитора, прописаны в законопроекте "О коллекторской деятельности". Разработка документа уже завершена, предполагается, что он будет рассмотрен депутатами Государственной Думы РФ в ходе осенней сессии. Участники рынка рассчитывают, что данный закон установит форму взаимоотношений между коллекторскими агентствами, банковским сообществом и потребителями.
По признанию игроков банковского бизнеса, сегодня деятельность профессиональных коллекторов, заинтересованных в том, чтобы взыскать как можно больше долгов, нередко переходит все границы — они даже могут звонить должникам с угрозами.
Пока алгоритм работы коллекторских агентств не прописан законодательно, потребителей пытаются защитить при помощи других инструментов. В частности, в июне 2008г. вступил в силу документ Центробанка, согласно которому банки обязаны раскрывать перед заемщиками полною стоимость кредита. Однако следовать указаниям регулятора поспешили не все кредитные организации. По свидетельству начальника управления развития ОАО "Банк БФА" Нелли Хрыковой, Ассоциация российских банков (АРБ) попросила ЦБ РФ ввести трехмесячный мораторий на применение санкций за невыполнение указания регулятора "О порядке расчета и доведения до заемщика-физлица полной стоимости кредита".
По словам Н.Хрыковой, АРБ просит не применять к банкам-нарушителям принудительные меры воздействия вплоть до 12 сентября текущего года. В ассоциации свою позицию объясняют неготовностью IT-систем отдельных банков к работе по новым правилам. "Крупные розничные банки должны быть готовы к такому нововведению, они формируют портфели однородных ссуд, рассчитывают эффективную процентную ставку. А вот небольшие банки, которые не работают активно в рознице, возможно, и столкнулись с проблемами по автоматизации этого процесса", - считает Н.Хрыкова.
Тем временем, некоторые игроки рынка полагают, что мотивы здесь совершенно иные. "Для банков невыгодно раскрывать полную стоимость кредита. Поэтому отсрочка, даже на два месяца, даст возможность кредитным организациям получить некоторую прибыль", - говорит генеральный директор ООО "Кредитный и финансовый консультант" Александр Гребенко.
Сложность регулирования системы кредитования обусловлена быстрыми темпами роста этого сегмента рынка. По информации председателя правления банка "Ренессанс Капитал" А.Левченко, с 2002г., когда рынок потребительского кредитования в России только начал развиваться, и до настоящего момента объем рынка увеличился "практически с нуля до 128 млрд долл".
У большинства игроков рынка есть свой прогноз относительно дальнейшего развития рынка потребительского кредитования в России. "Будущее потребительского кредитования — за кредитными картами, - полагает начальник управления развития ОАО "Банк БФА" Н.Хрыкова. - Поэтому, возможно, для большей прозрачности системы кредитования физических лиц будут введены новые нормативные документы, регулирующие расчеты по кредитным картам, где найдут отражение и правила платежных систем, и методика конверсии при расчетах картами, и многое другое".
Однако до идеальных взаимоотношений между банками и заемщиками пока далеко. "Идеальных условий для заемщиков не существует в принципе. Требуются время и усилия как со стороны банков, так и со стороны самих потребителей и органов государственной власти, чтобы создать оптимальные взаимоотношения в этой сфере", - подчеркивает А.Левченко.