Конфликт со шведами грозит Балтзаводу окончательным банкротством
У "Балтийского завода", находящегося под угрозой банкротства, может добавиться проблем. Об этом пишет 8 сентября 2011г. "Коммерсантъ".
Дело рассмотрит ВАС
Уже 13 сентября президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) обратится к делу о взыскании с предприятия в пользу шведской корпорации Stena RoRo €20 млн неустойки за срыв контракта по строительству четырех океанских ролкеров (судов для перевозки колесного транспорта, с горизонтальной загрузкой с кормы).
Шведы подписали контракт c российской компанией на строительство двух океанских ролкеров с опционом еще на два судна 7 июля 2005г. Сумма контракта на тот момент оценивалась в €240 млн.
Однако строительство не было начато. Через несколько месяцев у Балтзавода появились новые акционеры (Объединенная промышленная корпорация (ОПК) Сергея Пугачева), которые решили, что контракт со Stena невыгоден, и ОПК уведомила вторую сторону о его расторжении.
Решение Стокгольма
Stena обратилась в арбитражный суд торговой палаты Стокгольма за взысканием с завода €145,5 млн убытков в связи с неисполнением контрактов. 24 сентября 2008г. арбитраж взыскал с Балтзавода €20 млн — по €5 млн за каждое непостроенное судно. Но завод добровольно платить отказался.
Позиция русских арбитражных судов
Арбитражный суд Санкт-Петербурга 20 февраля 2009г. отказался исполнить решение стокгольмского арбитража. Он объяснил это тем, что судостроительные контракты не заключены и на завод не может быть возложена ответственность за их неисполнение, потому что протокол об одобрении контрактов советом директоров Stena отсутствует. Более того, по мнению суда, исполнение решения арбитража в отношении стратегического предприятия "может стать причиной банкротства завода и причинит ущерб суверенитету и безопасности государства, а потому противоречит публичному порядку РФ".
Кассационный суд 24 апреля 2009г. также счел нарушенными основы правопорядка, но по другой причине — "вследствие нарушения основополагающих принципов российского права, в частности, принципов свободы договора и равенства его сторон, а также правил возложения ответственности".
Последняя надежда шведов
В надежде на последнюю инстанцию Stena обратилась в ВАС, и коллегия судей нашла основания для пересмотра дела. Тройка судей указала, что стокгольмский арбитраж установил факт одобрения контрактов советами директоров компании и завода, а российские суды не вправе пересматривать фактические обстоятельства дела. Коллегия также не согласилась, что исполнение решения стокгольмского арбитража противоречит публичному порядку РФ. По мнению тройки судей, взыскиваемые шведской компанией убытки сходны с понятием неустойки, используемым в российском гражданском праве. К тому же ранее в своем отзыве, направленном в арбитраж, Балтзавод соглашался выплатить неустойку в размере €20 млн, если суд признает контракты вступившими в силу.