Бизнесмены рассказали о вторжении «хайповых» технологий
С каждым месяцем проектов, связанных с big data и биометрией, в России становится все больше. Однако революционных изменений, которые еще недавно предрекали многие футурологи, пока не произошло ни в сфере бизнеса, ни в сфере социальных услуг. Участники пленарного заседания V Digital City Forum РБК, организованного РБК Петербург, высказали уверенность: проблемы носят не столько технологический, сколько ментальный характер. Причем, это касается и конечных пользователей в B2C-сегменте, и бизнеса. Если люди зачастую просто не доверяют новым для них технологиям и поэтому отказываются ими пользоваться, то предприятия наступают на уже хорошо известные грабли, подменяя цифровую трансформацию компании очередным этапом ее автоматизации. Чем шире будет внедряться «цифра» — тем больше случаев гибели предприятий от неправильного ее толкования и применения мы увидим, заявили участники форума.
При этом эксперты уверены, что процесс внедрения биометрических технологий и, шире, методов использования big data в России идет и носит необратимый характер — новые технологии уже переходят из разряда «хайпа» в разряд must have для успешных компаний.
Владимир Княгинин, вице-губернатор Санкт-Петербурга:
«Хотя Петербург в большинстве рейтингов назван вторым городом в стране по уровню цифрового развития, от лидирующей Москвы мы почти на порядок отстаем по каждому показателю. По числу заявляемых вакансий, по количеству реализованных проектов и по выручке крупнейших IT-компаний — разрыв колоссальный. Для цифровой экономики — это крайне опасное положение: ведь это означает, что лидеры получают ускорение, благодаря которому каждый день отрываются от отстающих.
У нас в городе очень сильные университеты — именно с опорой на них мы и намерены двигаться вперед по пути цифровизации. На ближайшее время мы планируем развиваться по нескольким направлениям. Первое — это создание тестовых полигонов для изучения совместимости, комплектности, пригодности тех или иных технологических решений. Эти полигоны будут создаваться не только в зонах, которые нам подведомственны — например, медицина, транспорт, инфраструктура, образование, инженерное обеспечение. Мы постараемся охватить и остальные сферы. В частности, есть договоренность с разными компаниями о запуске подобных полигонов на их площадках, но с использованием наших ресурсов.
Второе направление — это формирование системы открытых данных в Петербурге. Она позволит бизнесу разрабатывать новые решения и выводить их на рынок. При этом для нас приоритетным является не количество пакетов данных, а их качество.
Третье — это перевод в электронную форму всей коммуникации внутри системы управления и органов управления городом. Пока нам трудно дается даже электронный документооборот, но есть надежда, что в этом направлении мы продвинемся достаточно быстро, если будем импортировать решения из бизнеса, который существенно обогнал государство в области применения технологических решений. В частности, нами до конца года будет запущена социальная карта петербуржца.
Последнее — это развитие специальной цифровой инфраструктуры, обеспечивающей работу интернета вещей. Но многого от нас ждать не стоит — все-таки у нас ограниченные возможности. Поэтому мы все будем делать в партнерстве: мы понимаем, что экономика, не связанная бюджетными ограничениями, более динамична и предлагает более эффективные отобранные рынком решения».
Кристофер Уинн, президент Papa John’s в России:
«Для такой компании, как наша, очень важно учитывать особенности аудитории. Исследования показывают, что 25-летний человек в Москве больше похож на своего ровесника в Нью-Йорке, чем на москвича в возрасте 40 и более лет. Политических, географических и культурных границ уже нет — зато есть куда более существенные отличия между поколениями, в том числе и в отношении к инновациям. Исследование, проведенное в Америке, показало, что 87% представителей молодого поколения склонны делать выбор в пользу бренда, который считается инновационным.
Молодые люди склоняются к продуктам и бизнес-процессам, которые повышают удобство их жизни. В гостинице они не хотят стоять в очереди на регистрацию — им комфортнее нажать кнопку в приложении и пройти в номер, открыв дверь с помощью смартфона. Заказ пиццы им проще делать также с экрана телефона. Приходя в пиццерию, они не хотят доставать кошелек или телефон — они готовы использовать биометрическое решение, чтобы совершить оплату, посмотрев на экран.
Мы учитываем эту потребность: те, кому сейчас 18 лет, ближайшие 15 лет буду заказывать пиццу. И нам очень важно уже сегодня строить отношения с такими людьми, поэтому в Москве мы создали 10 точек оплаты с помощью биометрии. Это уже привело к увеличению среднего чека на 15%. Частота заказов у использующих биометрию оказалась в три раза выше, чем у обычных клиентов. Кроме того, биометрия нам позволяет улучшить сбор данных по нашим клиентам и повысить качество выявления потребительских привычек. Так что мы планируем уже в 2019 году масштабировать решение — в том числе на Петербург».
Виктор Достов, председатель Ассоциации электронных денег, главный научный сотрудник Центра компетенций технологий распределенных реестров, эксперт ФАТФ:
«Нам свойственно преувеличивать биометрическую составляющую платежных технологий — на самом деле она напрямую не очень работает, поэтому и радикальных изменений даже в банковской отрасли ждать не стоит. Система биометрии в том виде, в котором она сейчас существует, в банках не взлетает. Среди причин — и страх перед кражей данных, и непонятность процедур, и конкуренция между государственными системами сбора данных и частными системами банков.
И все же я вижу два направления, в которых биометрия эффективна и поэтому будет использоваться. Во-первых, финансы: биометрия позволяет решать задачу удаленного открытия банковских счетов. Банки и больницы — одни из немногих мест, куда люди до сих пор вынуждены приходить. Однако сейчас люди не хотят никуда ходить — это хорошо, потому что мы разгружаем город от транспорта, экономим время на перемещениях, оставляем людей в комфортной для них среде. Так что биометрия в данном случае позволяет как обеспечивать нативные интересы человека, так и решать задачи государства, в том числе борясь с отмыванием денег.
Что касается непосредственно платежей, то нужно помнить, что биометрические данные — вопреки расхожему мнению — являются отчуждаемыми. И в этом кроется большая опасность. Злоумышленник может взять чужой телефон, показать ему его владельца, устройство разблокируется — и с ним можно делать все что угодно, в том числе вывести деньги со счета. Поэтому, на мой взгляд, биометрия в основном будет востребована только в сегменте маленьких быстрых платежей — например, в ретейле.
Еще одно направление — это обеспечение доступа на транспорте. Например, оплата прохода в метро, которая позволит сэкономить много времени — человеку не нужно будет даже карту прикладывать, камера просто будет фиксировать проход. Еще перспективный вариант — проезд по платным магистралям».
Кирилл Керценбаум, директор по продажам Symantec Россия:
«Проблема безопасности применения биометрии сильно преувеличена. Мы лишь наблюдаем ту же ситуацию, как и с любым другим значимым активом, который требует надежной защиты — например, с персональными данными или финансовыми инструментами. Сейчас хищения физических денег из банков с помощью физических инструментов взлома единичны, так как деньги проще воровать в цифровом формате. Так же и с введением биометрии: просто появляется новый тип данных, которые нужно качественно защищать, новая модель угроз. Есть и эффективное для этого классическое решение по информационной безопасности, существующее уже десятки лет, — это шифрование.
Так что с точки зрения безопасности вопрос сводится, скорее, к доверию самой технологии. Многие уже сегодня активно пользуются бесконтактными платежами — это тоже вариант биометрии, только локальной. В случае с биометрией в банках, госуслугах мы говорим о распределенной биометрии — и как раз ей многие не доверяют.
Но давайте не будем забывать, что лицо и голос для сохранения в базе данных в итоге преобразуются в некую хэш-функцию, то есть реальное изображение лица и запись голоса никто в исходном виде не хранит и похитить их поэтому практически невозможно. Это всего лишь последовательность цифр и букв, которая сравнивается с реальным лицом или голосом в процессе авторизации. Хищение самой хэш-функции позволяет реализовать определенные, но очень ограниченные типы атак. Так что с учетом требований законодательства биометрия даже на сегодняшнем уровне более безопасна, чем классические средства аутентификации, так как логины и пароли, которые мы сейчас повсеместно используем. Но проблема доверия все же существует, и как ее будут решать бизнес и государство — пока до конца не ясно».
Юрий Андрейчук, генеральный директор Helix:
«Настоящих больших данных в медицине на сегодняшний день ни у кого нет. И все же основные игроки понимают, что именно за big data будущее медицины, потому что они дают возможность для прогнозирования и персонализации.
Сейчас медицинская отрасль находится на этапе стандартизации: она идет мощно, с большими успехами и прорывами. В частности, в России, в Санкт-Петербурге подхватили лучшие мировые стандарты. До недавнего времени вся медицина жила в проприетарных справочниках: провайдеры медицинских услуг накапливали данные о пациенте, но не могли ими делиться. Теперь мир, похоже, договорился, как правильно делиться этими данными, а значит — их можно будет агрегировать из разных источников. Кто будет хранителем этих агрегированных данных — пока большой вопрос. Государство в этом, безусловно, заинтересовано — для этого создается Единая государственная информационная система в здравоохранении (ЕГИСЗ). Будут наверняка и независимые операторы.
Почему это важно? Потому что big data в медицине обладает колоссальным потенциалом. К примеру, в США проанализировали электронные медицинские карты двух американских госпиталей — порядка 150 тыс. штук. Так как оба госпиталя работали в едином стандарте, результат был впечатляющим. Оказалось, что на основе полученных данных можно определять не только день, когда человек вылечится и будет выписан из госпиталя, но и когда он умрет — в некоторых случаях с точностью до часа. Соответственно можно было определить, правильно ли он был диагностирован, корректно ли было лечение. Это яркая демонстрация того, что ждет нас в медицине, когда подобные данные накопятся».
Денис Горулев, директор Института цифровой экономики СПбГЭУ:
«К сожалению, мы живем еще в предыдущей парадигме мышления, потому что мы пытаемся оцифровать то, что было, тогда как должны перейти к принципиально новым моделям. Наглядный пример — реклама. Я купил ботинки, и еще три месяца мне везде будет демонстрироваться реклама подобной обуви, а надо предлагать шнурки или то, куда я могу пойти в новой обуви. Важным при этом является и вопрос каналов, по которым информация должна поступать к человеку.
Как только мы перейдем к новой модели и начнем понимать, как корректная информация в нужный момент времени в нужной форме должна доставляться пользователю — только тогда мы сформируем новую ментальность. И это та ключевая идея, которая прежде всего должна идти через big data, а потом уже через другие технологические решения».
Алексей Маркачев, руководитель продуктового управления биометрических систем группы компаний ЦРТ:
«Биометрия эффективна тогда, когда решает реальные проблемы. Показательна в этом отношении история появления e-gate во многих европейских аэропортах. E-gate — это системы, которые позволяют в автоматическом режиме с помощью биометрии осуществлять подтверждение личности человека и разрешать доступ в страну. Дело в том, что рынок аэропортов Европы был настолько конкурентен, что в борьбе за транзитного пассажира аэропортам был необходим инструмент, который позволил бы пассажиру быстрее пройти транспортные формальности, а аэропорту — получить деньги с непрофильных активов — кафе, магазинов. Благодаря этой новации сейчас большинство аэропортов Европы, США и Азии уже оснащены биометрическим оборудованием.
Если говорить про городской общественный транспорт — то там биометрическая система распознавания лиц может серьезно ускорить доступ пассажиров. В Лондоне пытаются решить данную проблему, рассматривая применение биометрии как ключевой подход к идентификации пассажиров. Мы развиваем это направление и уже реализуем пилотные проекты на транспорте в России. Так что, может быть, в этой отрасли мы даже обгоним европейцев.
Биометрия доказала свою эффективность и во время Чемпионата мира по футболу в России. Стадион — это объект критической инфраструктуры, для которого одним из важнейших параметров является пропускная способность входных групп. Каждая задержка на 1-2 секунды заставляет ставить больше турникетов, а значит закупать дополнительное оборудование, строить большие здания, увеличивать штат, привлекать больше полиции — это всё затраты, которые влияют на эффективность бизнеса. Биометрия снимает эту проблему. Нам в ЦРТ нравится говорить не только про технологии и монетизацию решений, но и с помощью современных технологий реально улучшать жизнь людей. В спорте внедрение нашей биометрической системы распознавания лиц позволяет законопослушным болельщикам спокойно посещать матчи, а радикальным фанатам дает понять, что ни одно нарушение не останется незамеченным. Приведу в пример кейс, когда мы реализовали первое в мире внедрение биометрии на стадионе «Петровский»: после 40 сыгранных на «Петровском» матчей UEFA и российского чемпионата только за первый год эксплуатации из 210 тысяч прошедших через систему болельщиков более чем 60 хулиганам доступ на трибуны был автоматически закрыт. Клуб «Зенит» получил возможность существенно экономить на штрафах и в целом лучше знать своих посетителей, налаживать системную работу с ними».
Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции.