Урожайные годы: РПЦ отнимает у музеев Петербурга церковные здания
Федеральные и региональные чиновники торопятся отдать во владение Русской православной церкви все больше и больше бывших церковных зданий, в которых сейчас находятся музеи и прочие учреждения культуры. Исполняя закон о реституции и свой, как они считают, православный долг, слуги государства порой не учитывают при принятии таких решений ни мнение местных жителей, ни самих работников музея, ни экспертов.
Большой новостью для общественности стало воскресное заявление вице-губернатора Петербурга Василия Кичеджи. Во время крестного хода чиновник озвучил решение правительства города о передаче Благовещенской церкви, в которой сейчас находится Музей городской скульптуры, Александро-Невской лавре. Завершить передачу здания планируется в этом, юбилейном для Лавры, году — монастырю исполняется 300 лет.
План Александро-Невской лавры
Музей, расположенный в настоящее время в церкви, планируется перевести в другое помещение. Среди возможных вариантов называется здание на Чернорецком переулке, 4 и Уткина дача (эти здания также принадлежат музею). За два дня до заявления В.Кичеджи музей, к слову сказать, разместил заказ на научно-исследовательские работы и разработку проектной документации по реставрации и капремонту Уткиной дачи за 32 млн руб. Работы предполагается завершить максимум за полгода после заключения госконтракта.
Отметим, что случай с Благовещенской церковью — не единственный подарок от властей. Последние месяцы стали урожайными для РПЦ в Петербурге. Так, 1 марта было подписано постановление о передаче церкви Смольного собора.
По словам директора государственного музея-памятника "Исаакиевский собор", в ведении которого находилось ранее здание, Николая Бурова, содержание собора обходится в сумму превышающую 30 млн руб. Пока платежи совершает музей, после ухода из собора оплатой займется епархия. При этом Сампсониевский и Смольный соборы считаются убыточными в отличие от Исаакиевского и Спаса на Крови.
Давно идут разговоры о передачи собственно Исаакиевского собора, хотя музейщики выступают категорически против этого.
Передача петербургских храмов и церквей религиозным организациям регламентируется соответствующим законом Петербурга, который был принят в декабре прошлого года. В соответствии с ним, решение отдается на откуп правительству города. "Нынешние обитатели Смольного могут начать неконтролируемый процесс передачи имущества РПЦ, если это им позволить", — комментировал ранее депутат петербургского парламента Борис Вишневский.
Нежелание музейщиков отдавать обжитые здания и обрекать свои экспонаты на тяжелый и затратный переезд вполне понятно. Желание чиновников, для которых доброжелательные отношения с РПЦ определенно вошли в политический тренд, тоже отчасти объяснимо. Не совсем ясно, зачем самой церкви столько зданий. Резкого роста количества прихожан в городе, да и в стране в целом, эксперты не наблюдают. Острой нехватки помещений тоже нет. Сами церковные иерархи, затрагивая тему передачи зданий, говорят об исторической справедливости, о том, что государство, которое отняло эти здания у церкви в XX в., должно их вернуть.
Принятый в Петербурге закон о реституции как раз и является ответом на эти воззвания. Интересно, что возвращать украденное или конфискованное большевиками нецерковное имущество никто не собирается — вряд ли власти решатся на "историческую справедливость" и передадут дворцы и усадьбы представителям, например, дворянских родов, у которых здания были ранее отняты.
Но не все эксперты склонны видеть в желаниях РПЦ вернуть себе церкви лишь жажду "исторической справедливости". Учитывая, что в последние годы РПЦ МП все больше становится не только религиозным институтом, но и важным самостоятельным политическим игроком, то увеличение собственности в каком-то смысле становится наращиванием капитала этого игрока.
Так, по мнению Татьяны Коваль, сотрудника Высшей школы экономики, РПЦ все больше напоминает закрытую корпорацию с четкой политической державно-имперской программой и ориентацией на симфонию с государством. Поэтому вопросы о численности верующих, о количестве храмов и, соответственно, приходов можно назвать довольно политизированными. А в случае с передачей знаменитых соборов Петербурга (Благовещенской церкви, Смольного собора, Исаакиевского и др.) - это еще и вопрос престижа церкви и, возможно, демонстрации своей политической силы.