«Теперь не нужно искать, кто накосячил с уборкой в Петербурге»
Реформа системы уборки городских территорий общего пользования вышла на третий этап, сообщили РБК Петербург в Жилищном комитете Смольного. Районным жилищным агентствам (РЖА) уже переданы все необходимые полномочия и ресурсы. На данный момент в РЖА, которые теперь убирают подведомственные районам территории, работает 4018 дворников, что составляет 92,1% от запланированного штата, и 1 057 механизаторов — 86,4% от штатного расписания.
Оценивая результаты зимней уборки, пройденной при новой системе, эксперты называют реформу во многом полезной, хотя и находят в ней серьезные дефекты.
Первая новая зима
Концепция проводимой реформы была позаимствована Петербургом у Москвы: там новая структура была создана почти 10 лет назад. Петербургский переход стартовал в 2023 году. Как сообщал РБК Петербург, Смольный, недовольный качеством работы частных подрядчиков, решил поручить уборку внутриквартальных территорий общего пользования, подведомственных районным администрациям, специально созданным для этого ГБУ ЖА. Это реорганизованные в государственные бюджетные учреждения районные жилищные агентства.
Московская реформа 2013-2016 годов заключалась в создании вертикально интегрированной структуры ГБУ «Жилищник», с филиалами во всех 146 административных единицах столицы. Решать масштабные задачи по управлению многоквартирным фондом Москвы учреждению помогает разветвленная диспетчерская служба, колоссальный штат персонала: сварщиков, электриков, сантехников, уборщиц, ландшафтников, подсобных рабочих, а также огромный парк самой современной техники, измеряющийся десятками тысяч единиц. «Отказавшись от сторонних подрядчиков и посредников, ГБУ «Жилищник» экономит значительные бюджетные средства, направляя их на собственное развитие», — отмечают в Жилищном комитете Петербурга.
«Концепция проводимой реформы была позаимствована Петербургом у Москвы: там новая структура была создана почти 10 лет назад»
По информации Жилищного комитета, в Петербурге реформа проходит в три этапа. Первый этап — подготовительный. Он включал формирование нормативной базы, закупку техники, начало комплектования штата сотрудников. На втором этапе, завершившимся 1 июля 2023 года, происходила последовательная замена подрядных организаций во всех районах на ГБУ ЖА. Текущий третий этап, как пояснил Жилищный комитет, посвящен отладке новой системы уборки.
«Это первая зима для районных жилищных агентств, сейчас идет практическая наладка технологии и методики уборки, — отметили в Жилищном комитете. — Нынешняя зима значительно осложнила процесс отладки новой системы. В ноябре-декабре 2023 года выпало порядка 100-120 см осадков, что значительно больше, чем в прошлом году. В январе 2024 года к обильным снегопадам добавились частые перепады температуры наружного воздуха от экстремально низких до положительных. В совокупности эти факторы создали худшие из возможных условия для работы коммунальных служб — для сокращения угроз жизни и здоровью граждан, целости их имущества, коммунальные службы были вынуждены решать проблемы в авральном режиме».
Преодолевая проблемы
Как и предсказывали эксперты, реформа столкнулась со сложностью найма персонала. Как признал на недавнем выступлении в Законодательном собрании Петербурга вице-губернатор Евгений Разумишкин, курирующий сферу ЖКХ, эта проблема актуальна до сих пор. Впрочем, по данным Жилищного комитета, недобор по дворникам сейчас составляет всего 8%, по механизаторам (водителям уборочной техники) — 13,5%.
Для привлечения работников Смольный предпринял ряд мер. Определена конкурентоспособная заработная плата: сейчас механизаторам предлагают 81 тыс. рублей в месяц (до вычета налогов), дворникам — 52 тыс. рублей. Кроме этого, предусмотрены премии за производительность. Для дворников и трактористов созданы комфортные служебные помещения: душевые, сауны кухни-столовые, с необходимой техникой (чайник, микроволновая печь холодильник), места для переодевания (оборудованные стиральными машинами и сушилками). Сотрудники обеспечены спецодеждой (уникальная форма «чистый Петербург» с логотипом района), обувью, инвентарем. Как утверждает Жилищный комитет, иногородним предоставляется бесплатное проживание в служебном жилье — в комнатах и квартирах освобождаемого жилищного фонда, а также в виде койко-мест в доходных (точнее, «наемных», по закону) домах.
В рамках централизованной закупки специализированной техники для уборки в 2022 и 2023 годах, Жилищный комитет организовал закупку и передачу в ведение РЖА 1 234 единиц самоходной уборочной техники (крупно- и малогабаритные тракторы, погрузчики и мини-погрузчики) с сезонным навесным оборудованием, 1 367 ед. разнообразного прицепного и навесного оборудования (прицепы для распределения противогололедных материалов, поливомоечные прицепы, грузовые прицепы, прицепные газонокосилки, снегоуборочные отвалы и роторы, бункерные щетки), а также 1 057 ед. средств малой механизации со сменим сезонным оборудованием (роторы, щетки, косилки). На обновление парка техники и ремонт помещений для сотрудников из городского бюджета было выделено около 10 млрд руб.
В своем выступлении в ЗакСе Евгений Разумишкин особо подчеркнул, что для обеспечения высокого качества уборки необходимо не просто набрать нужное количество дворников и механизаторов, но и позаботиться об их надлежащей квалификации, а также адекватном управлении процессом. Для этого в 2022 году в учебно-методическом центре Жилищного комитета профессиональную переподготовку прошел весь руководящий состав районных жилищных агентств, в 2023 году повысили квалификацию и обучились рабочим профессиям 825 сотрудников. Кроме этого, впервые в Учебно-методическом центре за счет бюджета Санкт-Петербурга будет обучено 160 трактористов. В 2024 году обучение продолжится.
Что дала реформа
Судить о достигнутых результатах можно, считают чиновники, по динамике количества жалоб жителей. И здесь прогресс налицо, отмечают в Жилищном комитете. В Красносельском, Петроградском и Петродворцовом районах Санкт-Петербурга в ноябре 2023 — феврале 2024 годов наблюдалось снижение количества жалоб на 20-30% по сравнению с аналогичным периодом 2022-2023 годов. Еще в 8 районах города тоже наблюдалось снижение, хотя и менее значительное. «Такое снижение количества жалоб (как в абсолютных значениях, так и в приведенных на душу населения и площадь подведомственных территорий), указывает на повышение качества уборки и ее ритмичности как минимум в 10 районах города», — считают в Жилищном комитете.
«Судить о достигнутых результатах можно, считают чиновники, по динамике количества жалоб жителей. И здесь, о их словам, прогресс налицо»
Эксперт Минстроя РФ и Комиссии по горхозу петербургского ЗакСа Владислав Воронков не считает эту динамику достаточной показательной. При этом он затрудняется оценить изменение качества уборки. По его словам, на такое качество влияет слишком много факторов, зачастую случайных (вроде капризов погоды), поэтому взвешенное суждение можно будет вынести только к концу года, когда новая система более или менее устоится (хотя настройка продолжится и в 2025 году, считает он).
В то же время неоспоримым достижением реформы он называет три обстоятельства. Первое — повышение престижа работы в сфере ЖКХ. «Относительно высокие зарплаты и создание комфортных условий работникам, включая необходимые средства производства (техника, инвентарь и т.п.) и бесплатное служебное жилье, впервые с советских времен сделали работу в сфере ЖКХ привлекательной», — утверждает Владислав Воронков. Вторым обстоятельством, напрямую связанным с первым, он называет создание большого количества новых комфортных рабочих мест — со стабильной зарплатой и комфортными условиями, чем, зачастую, не могли похвастаться частные подрядчики районных администраций, любящие жестко эксплуатировать работников, особенно нанимаемых на временную работу мигрантов. Третье обстоятельство — понятное разделение ответственности за уборку. «Теперь мы знаем, что за территории общего пользования отвечают РЖА и в случае претензий нам не нужно искать некую ООО «Ромашка», которую раньше нанимала районная администрация», — говорит эксперт.
«Лоскутное одеяло»
Владислав Воронков считает положительным результатом реформы также сокращение количества ответственных за уборку внутриквартальных территорий. Депутат ЗакСа Андрей Алескеров с этим согласен, но отмечает, что сокращение недостаточное. По его мнению, необходимо было добиться того, чтобы на один квартал пришлась бы одна организация, отвечающая за уборку.
«Самая большая проблема — совершенно бездумно сформированные земельные участки, которые включают не только подходы к подъездам, но и тротуары»
«Сегодня мы имеем лоскутное одеяло — туда входят и ЗНОП (зеленые насаждения общего пользования — ред.) местного значения, где также покрытия необходимо убирать механизированным способом. Но самая большая проблема — совершенно бездумно сформированные, без учета мнений собственников, земельные участки, которые включают не только подходы к подъездам, но и тротуары, а зачастую даже проезды», — подчеркнул он.
Как сообщили в ответе на запрос РБК Петербург в аппарате вице-губернатора Евгения Разумишкина, за 59,603 млн кв. м. улично-дорожной сети отвечает Комитет по благоустройству; 52 млн кв. м. внутриквартальных территорий общего пользования обслуживаются ГБУ ЖА; за обслуживание частных территорий (частные парковки, территории у бизнес-центров, у торговых центров и т.п.) отвечают их владельцы. Часть внутриквартальных территорий, на которых расположены ЗНОПы, иногда — детские площадки, дорожки и т.п. обслуживают муниципальные образования. За 19 млн кв. м. придомовых территорий, оформленных в общедолевую собственность МКД, отвечают управляющие домами организации (УО — ТСЖ, УК, ЖСК, ЖК и т.п.). Уборка так называемых «неразграниченных территорий» (которые не оформлены в Росреестре должным образом, не имеют четких границ и по умолчанию считаются государственными) осуществляется частными подрядчиками, которых по-прежнему нанимают районные администрации.
По мнению Андрея Алескерова, пока это «лоскутное одеяло» сохраняется, эффективность реформы остается низкой. Он поддерживает желание чиновников по примеру Москвы предельно централизовать сферу ЖКХ. Президент Санкт-Петербургской Ассоциации собственников жилья и их объединений (Ассоциация) Гульнара Борисова с этим не согласна. «Чем более громоздкая структура, тем сложнее ею управлять, а значит, недочетов будет больше. Пусть сохранится нынешняя подведомственность. Нужно только наладить жесткий контроль за соблюдением ведомствами своих обязанностей и наказывать за нарушения», — считает эксперт.
Полностью ликвидировать «лоскутное одеяло» территорий с разной подведомственностью Гульнара Борисова считает нецелесообразным. Разумно, по ее мнению, объединить лишь внутриквартальные территории общего пользования, то есть те, которые сейчас убирают ГБУ ЖА и муниципалитеты, а также «неразграниченные территории». Их всех должны убирать жилищные агентства, считает эксперт. С этим согласен и Владислав Воронков. «На территории района все государственные земли (кроме улиц и тротуаров) должна обслуживать одна госструктура», — считает эксперт.
«Чем более громоздкая структура, тем сложнее ею управлять, а значит, недочетов будет больше»
Что касается других аспектов реформы, то городу неразумно, по мнению Гульнары Борисовой, содержать огромное количество тракторов и уборочных машин — в малоснежные зимы техника простаивает, ржавеет при нарушении технических регламентов обслуживания (что бывает часто, поскольку «не свое» и бюджет оплатит ремонт). Разумнее брать ее в аренду у частных компаний. Но в любом случае использовать ее надо рационально — для этого контроль и ответственность тоже должны быть усилены.
Справка
Государственная административно-техническая инспекция (ГАТИ) больше всего нарушений выявила (за нынешний зимний период) на внутриквартальных ЗНОП — в проверенных 4088 объектов обнаружено 2282 нарушения (устранено 1893). Также много нарушений на улично-дорожной сети: в проверенных 2293 объектах обнаружено 325 вовремя не убранных дорог, тротуаров, зон возле остановок (устранено 209). На проверенных 1247 частных территориях выявлено 300 нарушений (устранено 137). Неубранные вовремя наледи на кровлях зданий и снег обнаружены в 207 случаях в ходе проверки 2902 зданий частных организаций, а также 315 случаев плохой очистки от снега внутри границ ордера и на прилегающих 3-х метров в ходе проверки 2958 зон производства работ (устранено 285).