Только внешний толчок заставит бизнесменов полюбить инновации
Один из круглых столов на только что завершившемся VI Петербургском международном инновационном форуме был посвящен главной, по мнению многих экспертов, проблеме развития инноваций в России – низком спросе на них. Промышленники признают, что у них нет особой заинтересованности во внедрении инноваций. Когда же возникает потребность обновить оборудование или технологию, им проще закупить все это за границей.
Предмет обсуждения адекватно описывался названием круглого стола - «Три инструмента стимулирования спроса на инновации: прогноз, закупки, регулирование». Эксперт Российской венчурной компании Микаэл Горский рассказал о преимуществах метода стимулирования спроса по сравнению с поддержкой изобретателей, производителей инноваций, на чем специализируется проект «Сколково», и помощью в их внедрении, чем занимается, например, госкорпорация «Роснано». Такой подход гораздо менее рискованный, поскольку он не зависит от того, правильно ли ученый-инноватор угадал потребности рынка. Потому что внедрение инноваций больше всего зависит именно от этого обстоятельства. К тому же поддержка спроса еще и значительно дешевле, чем финансирование производства инноваций. Для государства сейчас, в условиях разворачивающегося бюджетного кризиса, это обстоятельство, подчеркнул М.Горский, особенно важно.
Стимулировать спрос на инновации можно вообще бесплатно. Например, издав постановление правительства или закон, запрещающий применение устаревшей технологии или продукта. Например, бытовых ламп накаливания, бензина низкой степени очистки или паспортов без биометрических данных. По словам М.Горского, принятие в Великобритании восемь лет назад последнего из перечисленных решений породило бурное развитие новой отрасли – разработки и производства биометрического оборудования.
Помимо такого, «регулятивного», инструмента стимулирования спроса на инновации, в разных странах применяется также метод госзакупок. Государство сознательно идет на риск и определенную часть необходимых ему товаров и услуг закупает в инновационном исполнении. Таким способом государство само создает спрос на инновации. Для России этот инструмент наиболее эффективен, поскольку 70% всех товаров и услуг в стране приобретается государством и госкомпаниями. С 2014г. всем компаниям с государственным участием вменено в обязанность закупать инновационную продукцию.
Также субъекты РФ должны 5% своих закупок производить из перечней инновационных товаров и услуг, подготовленных совместно с «Роснано». Приобретение инновационной продукции стимулируется также изменениями в законодательстве о госзакупках. В новом ФЗ-44 о госконтрактах, вступающем в силу 1 января 2014г., в стоимость контракта включается не только цена товара, но и затраты на его содержание и утилизацию. Такие изменения стимулируют приобретение оборудования с низким потреблением энергии, например, ламп на светодиодах. Для уменьшения рисков государство организует тестовые испытания инноваций, которые еще не апробированы рынком. По словам директора Департамента инновационного развития Минэкономразвития РФ Артема Шадрина, сейчас такое испытание прошло около ста продуктов, к середине 2014г. их будет порядка тысячи.
Впрочем, многие участники круглого стола говорили о большой опасности коррупции при госзакупках инноваций. Председатель комитета по инновациям Смольного Сергей Картаев предложил метод борьбы: «Надо переходить от закупок продукции к закупкам целевых эффектов. Тогда будет существенно сложнее выбрать что-то только потому, что тебе кто-то занес». И вообще, считает он, сам подход к закупкам инновационной продукции должен быть инновационным, потому что традиционные методы для этого не годятся.
В развитых странах спрос на инновации подогревается также через прогнозирование - будущих потребностей потребителей и технологических тенденций. Например, известно, что российская промышленность отличается высокими энергозатратами. Прогнозы позволяют предсказать, когда этот дефект сделает производство в отдельных отраслях неконкурентоспособным на мировом рынке. По мере приближению к «часу Х» спрос на инновационное оборудование и технологии в этих отраслях объективно возрастает. Увеличивающаяся продолжительность жизни позволяет спрогнозировать рост спроса на новые лекарства и медицинское оборудование. Прогностический метод стимулирования спроса на инновации очень востребован сейчас на мировом рынке электронных гаджетов – после того, как целый ряд выпущенных компаниями новинок оказались не востребованными потребителями.
По мнению Александра Морозова, представлявшего «Роснано», эффективнее всего использовать прогнозы и форсайты для моделирования обликов: «Каков будет облик энергетики. Какой будет облик у медицины и здравоохранения, различных сфер потребления. Потом надо определить характеристики этих обликов – необходимые технические параметры. Только после этого следует формулировать конкретные требования к инновациям».
Между тем, в ходе круглого стола очень часто возникало ощущение, что речь идет об обычном обновлении компаниями своего оборудования, технологий и продуктовых линеек. Но причем тут инновации? За разъяснениями РБК обратилось к директору Департамента инновационного развития Минэкономразвития РФ Артему Шадрину:
Почему решение о переходе России на бензин евро-5 в 2015 году стимулирует спрос на инновации? Ведь переработчики могут просто закупить на мировом рынке соответствующее оборудование?
Профильные российские НИИ разрабатывают катализаторы, способные сделать производство у нас бензина евро-5 более дешевым, чем в Европе. Решение правительства побудит нефтепереработчиков закупать эти катализаторы -- чтобы выиграть конкуренцию у тех, кто предпочитает закупать иностранное оборудование. Так и создается спрос на инновации. Я вам привел совершенно реальный пример.
Почему не работает естественный механизм спроса на инновации? Ведь они выгодны бизнесу, потому что позволяют снизить издержки, повысить производительность труда и увеличить прибыль.
Инновации – вещь рискованная. Внедрять их чаще всего решаются крупные компании. Но в России крупные компании – либо монополии, либо компании с госучастием. Среда, в которой они работают, не вполне рыночная – она либо полностью монопольная, либо олигопольная. Это делает компании консервативными, негибкими. Им нужен внешний толчок для внедрения инноваций.
Похожая ситуация и с госзакупками. Спрос со стороны государства имеет определенную инерцию. Без формирования специальных механизмов, которые устраняют барьеры для доступа инноваций в сферу госзакупок, рынки не получают рычага для применения инноваций, который связан с использованием бюджетных средств. Например, Великобритания и Южная Корея делают на этом фокус и за счет государственного спроса повышают рентабельность инвестирования в инновационные проекты.
В Евросоюзе некоторые инновации дотируются бюджетом. Например, производство «зеленой» электроэнергии. В России подобное возможно?
У нас на такие методы нет денег. Мы применяем запреты на устаревшую технику. Например, стоваттные ламп накаливания уже запрещены к производству и продаже, а с 2014 года вводится запрет на 75-ваттные. Во многих странах есть такие же запреты – например, в том же Евросоюзе. Это стимулирует инновации в производстве энергосберегающих ламп. Они пока довольно дороги, но конкуренция инноваторов должна понизить цены.
Не оказывается ли профанацией ваш метод навязывания госзаказчикам закупать, а госкомпаниям производить определенный процент инновационных изделий, поскольку он чреват коррупцией?
Любое расходование государственных средств чревато коррупцией. Даже без всяких инноваций. В правильной, прозрачной системе этот метод работает. Надо выстраивать правильную процедуру госзакупок. Что касается производства в госкомпаниях, то и там прозрачная отчетность по всем понятным критериям позволяет эффективно использовать метод принуждения к инновациям.
Беседовал Владимир Грязневич