Конец 15-минутного города: Петербург лишится трети пунктов выдачи заказов
Пункты выдачи заказов (ПВЗ) и дарксторы в Санкт-Петербурге могут начать массово закрываться из-за планов законодателей радикально ужесточить требования к их работе. Еще в июле сенатор Олег Голов обратился главе Роспотребнадзора Анне Поповой с предложением запретить дарксторы и ПВЗ на первых этажах жилых домов в России. Как посчитали в сервисе 2ГИС по запросу РБК Петербург, в городе около 30% от общего числа таких объектов — 2708. В конце августа сенатор заявил, что разработал законопроект, который полностью запрещает размещение дарксторов в ЖК и вводит ограничения на работу ПВЗ.
Не место для торговли
Согласно законопроекту Олега Голова, ПВЗ будут обязаны иметь отдельный вход с улицы; принимать ограниченное число дневных поставок малотоннажным транспортом; хранить заказы не дольше 72 часов; не заниматься фасовкой, переупаковкой и сортировкой массовых партий; не загромождать помещение высокими складскими стеллажами. Инициативу в ближайшее время документ отправят на отзыв в Правительство РФ, а затем внесут в Госдуму.
В пресс-службе РВБ (объединенной компании Wildberries & Russ) заявили, что инициатива сенатора вызовет экономическую и социальную напряженность: «Большинство пунктов выдачи платформ работают по партнерской модели — с площадкой сотрудничают десятки тысяч малых предпринимателей, то есть ПВЗ принадлежат предпринимателям, а не маркетплейсам. В случае реализации инициативы сенатора количество предпринимателей радикально сократится».
В Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) считают, если законопроект будет принят, закроются порядка 90% пунктов выдачи заказов. В Оzon заявили, что предлагаемые ограничения могут серьезно отразиться не только на работе ПВЗ, но и на доступности онлайн-покупок. При этом в компании уверяют, что «жалобы на шум и транспорт на придомовых территориях приходят крайне редко, их количество не превышает 4% от всего объема вопросов про пункты выдачи».
В сервисах доставки «Самокат» и «Яндекс Лавка» на запросы РБК Петербург не ответили.
Востребованные помещения
У Wildberries на сегодняшний день 2,5 тыс. ПВЗ в Санкт-Петербурге, сообщили в компании. У Оzon, по данным 2ГИС, 4,2 тыс. ПВЗ в городе, у «Яндекс Маркета» — 1,2 тыс., у Lamoda — 135. «Потенциальный запрет на размещение дарксторов и пунктов выдачи заказов в жилых домах вряд ли окажет существенное влияние на уровень арендных ставок. Такие операторы в большинстве случаев арендуют помещения — в диапазоне арендных ставок 1500–2500 руб. за кв. м. К тому же помещения под ПВЗ часто делят несколько компаний одновременно — например, Ozon, Wildberries, «Яндекс» и другие, — что позволяет снижать нагрузку на арендаторов», — поясняет директор департамента торговой недвижимости NF GROUP в Санкт-Петербурге Анна Лапченко.
Она полагает, что часть освободившихся помещений могут занять другие арендаторы из сегмента мелкого стрит-ретейла — небольшие магазины, сервисные компании, бытовые услуги. «У дарксторов и ПВЗ есть специфические требования к помещениям: свободная планировка, возможность разгрузки, парковки и доступа курьеров. Наличие таких характеристик является преимуществом для многих групп арендаторов», — добавляет Анна Лапченко.
«Полный запрет на размещение ПВЗ в жилых домах может существенно повлиять на рынок онлайн-торговли. Жители будут лишены быстрого доступа к пунктам выдачи, что нивелирует саму концепцию «15-минутного города». Не во всех новостройках поблизости есть торговые центры или иные коммерческие объекты, а даже если они присутствуют, то не всегда находятся в шаговой доступности. Особенно ощутимо это может сказаться на крупных проектах комплексного освоения в пригородных локациях, где отдельностоящие коммерческие объекты отсутствуют или расположены на значительном расстоянии», — прогнозирует заместитель директора Консалтингового центра «Петербургская Недвижимость» (входит в холдинг Setl Group) Светлана Московченко.
Она отмечает, что формат мультиаренды занимает около 15% рынка стрит-ретейл в новостройках, и в таких помещениях треть площадей приходится на ПВЗ. «В этом случае эффект от их закрытия будет заметнее, поскольку не все миксы арендаторов органично сочетаются между собой», — добавляет эксперт.
«В отношении дарксторов у жителей действительно есть вопросы: это кухни, требующие вентиляции, а также постоянный поток автомобилей и курьеров на велосипедах, что влияет на комфорт жителей ЖК», — перечисляет Анна Лапченко. «Этот формат требует больших площадей для складирования, увеличенных мощностей, зон для загрузки и разгрузки, а также уличных площадок для курьеров. Поэтому предлагаемое решение о запрете в большей степени может быть применимо именно к дарксторам», — считает Светлана Московченко.
Варианты для переезда
Найти альтернативные помещения для переезда вне жилых домов в случае принятия запрета арендаторам будет непросто, говорят эксперты.
«В Санкт-Петербурге крайне мало помещений в нежилых зданиях в районах активной жилой застройки. К альтернативам размещения в жилых домах можно отнести стилобаты или первый этаж наземных многоэтажных паркингов. В то же время для масштабных проектов комфорт-класса сервисы ПВЗ и дарксторов наиболее востребованы», — отмечает руководитель направления исследований жилой недвижимости Санкт-Петербурга компании Nikoliers Ольга Рянкель.
По мнению Светланы Московченко, теоретически ПВЗ и дарксторы могут занять площади в отдельно стоящих нежилых зданиях, но такое размещение будет невыгодно и для арендаторов, и для клиентов: ставки аренды там зачастую выше, а уровень удобства ниже.
Повтор публикации от 03.09.2025
Ещё больше новостей — на канале РБК Петербург в Telegram